Перенос выставок на декабрь: работа выставки Николая Фешина начнется 10 декабря в Главном здании ГМИИ РТ, работа выставки Николая Рериха начинается 15 декабря в Галерее современного искусства.
Частихина Елена Константиновна (1900 – 1982)

Художница Частихина Елена Константиновна (1900 – 1982)

 

Творчество казанской художницы Елены Константиновны Частихиной сегодня практически неизвестно, поскольку сохранилось всего пять ее работ за 1920 – 1930-е гг. Есть вероятность, что педагогическая, общественная деятельность перетянула ее творческие таланты, а то, что она была талантливым человеком со своим неординарным взглядом, можно утверждать совершенно точно.

Родилась будущая художница в Казани 23 мая (9 мая по ст. стилю) 1900 года в семье, как она писала в своей автобиографии, «почтово-телеграфного служащего». В 1909 году она поступила в приготовительный класс III-й Женской гимназии, которую окончила в 1918 году с золотой медалью.

Надо заметить, что эта гимназия была непростой. В здании гимназии в середине 19 века размещалась первое в Казани частное женское учебное заведение (прогимназия) хозяйкой которого являлась С. Ф. Вагнер (ул. Горького, 16 / Гоголя, 7). Она открыла в доме частный женский пансион с правом прогимназии, который разделялся на 6 классов с одним приготовительном. До 1895 года С.Ф. Вагнер была заведующей и вела французский язык. В 1895 году часть помещений дома она начала сдавать в аренду Казанской художественной школе (с 1895 по 1903 гг.). Именно в этом здании учились Н. Фешин, П. Беньков, Д. Бурлюк и др. В 1896-1897, 1898, 1901 гг. здесь устраивались художественные выставки с привлечением учащихся, как местных, так и Петербургской Академии художеств, а также местных и столичных, из Петербурга и Москвы, художников. В классах на первом и втором этажах экспонировались работы И. Е. Репина, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, А. А. Киселева, К. А. Савицкого, гравера В. В. Матэ и др.

24 мая 1870 года Министерство Народного просвещения преобразовало прогимназию в «Казанскую женскую третью гимназию». Гимназия открылась в составе двух отделений приготовительных классов и семи нормальных классов, восьмой класс (педагогический) был открыт в августе 1903 г. Когда в гимназии училась Частихина, художественной школы там уже не было, однако, рисование ученицам преподавала выпускница КХШ (1903) и Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге (1907) Надежда Николаевна Ивановская-Ливанова (1880 – 1963). Как писала потом сама Частихина, она «стала заниматься по рисованию у художника Н. Н. Ливановой, чуткого и внимательного педагога, и с этих пор ни одна выставка изобразительного искусства не проходила бесследно для учеников Н. Н. Ливановой. Своих учеников Надежда Николаевна знакомила со всеми выставками, которые открывались в Казани». В монографии о Николае Фешине искусствовед Г. А. Могильникова называла Надежду Николаевну «организатором детского художественного воспитания в Казани» (к сожалению, ее творческое наследие практически не сохранилось). Нельзя об этом не упомянуть, поскольку сама Частихина большую часть жизнь была педагогом, и многие годы именно детским.

Кстати, имя Николая Фешина в семье Частихиной хорошо знали, и она помнила его творчество еще с детства: «Наша семья любила искусство. Мать и отец часто посещали выставки и брали меня с собой. Мне нравились яркие краски на полотнах…».

В 1918 году, окончив гимназию, Елена Частихина, по настоянию родителей поступила на юридический факультет Казанского университета. В следующем году факультет был переименован в факультет общественных наук, Частихина аккуратно посещала занятия, сдавала зачеты, но любовь к искусству привела ее в конце 1919 г. в Казанские художественные мастерские, в которых она училась в начале параллельно университету. Через два года факультет закрылся, а Частихина полностью переключилась на обучение в мастерских.  В 1919 г. она была принята в испытательно-подготовительную мастерскую, где работала под руководством питерского театрального художника Валентина Семеновича Щербакова, отца известного советского пейзажиста Бориса Щербакова. Через год была переведена в основную мастерскую, которую после отъезда в Петербург Щербакова возглавлял Павел Беньков и, наконец, она попадает в натурный класс, которым руководил Н. И. Фешин. В мастерской Щербакова Елена Частихина обучалась монументальному и театрально-декорационному искусству, изучала технику фрески, росписи стен, которыми занималась долгие годы. Помимо учебных работ, учащиеся осваивали производственное искусство. Так, ученики Щербакова ездили оформлять театры в деревни. Кантонные театрально-декорационные мастерские работали в течение двух лет и обслужили десятки кантонов. Также Частихина работала в Большом драматическом театре. Она долгие годы увлеклась театрально-декорационным искусством, к сожалению, эта сторона ее творчества пока неизвестна.

Фешин не часто появлялся на занятиях, поскольку жил за городом в Васильево и выехать в Казань было сложно. Но каждое занятие с учениками оставляло в их душах долгий след, натурные рисунки или живописные этюды, исправленные рукой Фешина, его ученики хранили как реликвию, переписывая натуру заново с учетом его замечаний. К сожалению, Частихина училась у Фешина в общей сложности только полгода, хотя помнила об этом всю жизнь как самое яркое воспоминание.

Интересным фактом творческой биографии Частихиной можно назвать то, что учащиеся, в отсутствии средств на натурщиков, сами становились моделями для рисования, и Частихина, судя по всему, была одной из самых популярных моделей. За период учебы, и немного позже, в середине 1920-х ее неоднократно рисовали учащиеся, а позднее и преподаватели Художественного техникума, где она сама уже работала. Например, известны три ее портрета соученицы Александры Родионовой (нач. 1920-х), также старосты курса Зои Кудряшовой, которая очень много работала с младшими в отсутствии Н. Фешина (1921). Наиболее художественно значимыми можно назвать ее портреты работы Василия Кирилловича Тимофеева, преподавателя и коллеги по Художественному техникуму. В 1926 году был написан яркий, насыщенный по цвету, в «фешинском» стиле портрет молодой Елены Частихиной, а в 1948-1950-х гг. он снова вернулся к ее образу, показав в образе зрелой женщины и также очень живописно и «по-фешински».

Интересен образ Е. Частихиной созданный в 1925 г. известной художницей-«шахматисткой» Галиной Сатониной. Если портреты Частихиной писались, как правило, в реалистической манере, то Сатонина сделала это очень декоративно, в коллажной орнаментальной манере, подчеркивая яркий, задорный характер молодой художницы.

Также писал ее портрет (1945) художник Д. П. Архипов, который скорее всего был знаком с Частихиной еще по мастерским в 1920-х гг., однако, портрет неизвестен. Но известен еще один, уже поздний портрет, созданный коллегой Частихиной (тогда уже преподавателя истории искусств) педагогом по рисованию средней школы № 99 (впоследствии педагога ДХШ № 2) Гертрудой Никитиной в 1959 году. Ощущение, что задор молодости и обаяния так и не покинул уже зрелую женщину. Наверно поэтому так любили писать ее портреты знакомые с ней казанские художники.

Надо отметить, что Елена Частихина окончила в 1924 г. тогда уже Художественный институт без присуждения профессионального звания, с удостоверением о прохождении курса института. В том же году впервые становится участницей 3-й конкурсной выставки Казанского художественно-технического института (Казань, 1924).

В 1924–1926 гг. Частихина работала помощником заведующей библиотекой Казанского художественно-технического техникума, работает преподавателем. В 1925 году вступает в Татарскую Ассоциацию художников революционной России (1925–1930) и довольно активно сотрудничает с этим движением. Например, она участвовала в IV Выставке картин, скульптуры, архитектуры и графики ТАХРР, открытой с 25 июня по 10 июля 1925 г. в Казани, в ознаменование 5-летия Татарской Республики.  Там она представила 2 натюрморта.

Известно по каталогам выставок, что Частихина участвовала в следующих выставках: 1-й Художественной передвижной выставке в 1936 г. в Зеленодольске в клубе им. Парижской коммуны; выставке изобразительного искусства профессионалов и самоучек, посвященной 20-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции, открытой в 1938 г. в Казани.

Выставка в Зеленодольске фактически была первой для только что организованного Союза художников ТАССР. По итогам участия в ней большинство художников были приняты в Союз, среди них и Частихина (в 1939 г.). На выставке в Зеленодольске Частихина показала две работы – «Телятник в совхозе» и «Утильсырье» (в собрании ГМИИ РТ).

В начале 1940-х гг. она работала в оформительском цехе товарищества «Татхудожник». Это была кооперативное товарищество, организованное при СХ ТАССР и финансировавшее его деятельность.

В 1930-е гг. она работала консультантом Выставочного комитета при Совнаркоме ТАССР по подготовке разделов ТАССР на Международной выставке 1937 г. в Париже и Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР 1939 г. в Москве. Частихина была одним из оформителей павильона ТАССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР в Москве (1939, архитектор И. Б. Гайнутдинов, художники П. Сперанский, Б. Урманче, И. Никитин, Е. Частихина, С. Ахун исполнил для павильона гипсовые барельефы на темы сельского хозяйства и промышленности). Она участвовала в оформлении и создании экспозиции зала «Народное творчество» павильона ТАССР.

Во время войны Частихина приняла участие в Выставке произведений казанских художников, организованной к 25-летию Красной Армии. Она была открыта 8 марта 1943 г. в Казани, в Большом драматическом театре. Также ее имя стоит в каталоге выставки произведений казанских художников, посвященной XXIV годовщине ТАССР и 50-летию Казанского художественного училища. После войны она также принимала участие в юбилейной выставке художников Татарской АССР, посвященной 30-й годовщине образования Татарской АССР, открытой в 1949 г. в Казани (картина «Сирень», рисунки углем и акварели).

Во время Великой Отечественной войны в ее работах нашла воплощение тема борьбы с врагом, подвига советских людей, известно название одной из таких работ – «Близится расплаты час». Во время войны активно участвовала в работе Правления СХ ТАССР. Однако, в 1948 году Елена Частихина не была утверждена в СХ ТАССР, чем это было вызвано? Возможно, отсутствием творческих работ, но это было вполне объяснимо, ведь она много работала педагогом.

Основная ее деятельность была педагогической, она преподавала в Казанском художественном техникуме в 1924–1934, 1941–1947 гг., а также в Детской художественной школе №1, где читала историю искусств. Школа была открыта 9 октября 1940 года по адресу: ул. Комлева, 16 (ныне ул. Муштари, 16, здание КХШ). Школа располагалась в одной комнате площадью в 44 кв. метра получердачного типа с тремя маленькими окнами, потолком, не достигающим 2-х метров высоты и тесным коридором в 12 метров, совершенно не пригодным для занятий.

Так случилось, что сохранившихся работ художницы Елены Частихиной всего пять, они находятся в фондах Государственного музея изобразительных искусств РТ. Три ярких декоративных цветочных натюрморта были выполнены еще во времена учебы в художественных мастерских (1921, 1922, 1923). Последний из натюрмортов выглядит самым лаконичным и простым за счет абстрактного фона, состоящего из разноцветных «супрематических» плоскостей. Плоскости напоминают одновременно цветную бумагу из-за их свободного расположения в пространстве и реалистически прописанной вазы с цветами. Можно предположить знакомство Частихиной с творчеством Малевича, Розановой, Поповой, Родченко и синтетическую переработку их стилистики с реализмом, которому она всегда была верна. Сохранились также две замечательные работы 1936 года: «Элеватор» и «Утильсырье». «Элеватор» – тонкая по колориту и настроению работа в жанре индустриального пейзажа. А вот картина на фанере «Утильсырье» производит неизгладимое впечатление своей темой. Возможно, художница не имела ничего серьезного в виду, изображая вещи, предназначенные к утилизации, но сам натюрморт был необычным (особенно учитывая период, когда она была написана – 1936 год!). Если вспомнить, что в изобразительном искусстве в это время воспевались изобилие и победы страны Советов, то картина, где главная тема – старый мусор, вызывает чувство удивления. Хотя, тема вечная – картина-символ, как напоминание о суете и тщете времени и истории.

Всю свою жизнь Елена Частихина провела в Казани и умерла в 1982 году.

 

Ахметова Дина

 


 

 

 

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>