Виртуальные выставки

Виртуальная выставка «ЮРИЙ ИВАНОВИЧ ПЕТРОВ (1923 – 1993). К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ»

«Хрущевская оттепель» в Казани ознаменовалась важным событием в культурной жизни – Музей изобразительных искусств получил один из красивейших особняков   на ул К. Маркса, 64, который и поныне сохраняет статус главного здания разросшегося с того времени музея. Здесь начался новый этап жизни музея, вошедшего со временем в число лучших российских музейных институций. Переезд в новое здание в 1967 году  требовал решения всего комплекса проблем – организации и размещения фондохранилиша, создания реставрационных мастерских, организации научных отделов, экскурсионной и лекционной  работы с посетителями, а главное – создание  не только новой экспозиции, но и формирование   коллектива сотрудников, способных вдохнуть новую жизнь в обширную коллекцию произведений разных видов искусства – живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства.

Будущий историограф музея неизбежно столкнется с необходимостью   написать о человеке, взявшем на себя груз ответственности за решение всего комплекса проблем по созданию нового музея – Юрии Ивановиче Петрове. И это налагает на пишущего большую ответственность: на протяжении полутора десятков лет (1968-1986)   личность директора во многом задавала вектор развития, деятельности и атмосферу внутренней жизни музея.  В прошлом – фронтовик, военный разведчик (медаль «За отвагу»), выпускник Высшей партийной школы при ЦК КПСС, казалось бы, несовместимы с руководством таким тонким, требующим специальной профессиональной подготовки, делом, как художественный музей. Жизненный опыт, знание людей определяли его характер – нетерпимость к любым проявлениям разгильдяйства, и вместе с тем -  простота без панибратства и фамильярности, демократичность в отношении с сотрудниками (дверь директорского кабинета всегда и для всех была открыта не в переносном смысле, а физически),  немногословность, но  вместе с тем  умение убеждать.

Во время директорства Ю.И. Петрова музей генерировал   ведущие искусствоведческие силы Казани: Г.А. Могильникова, А.Б. Файнберг, А.И. Новицкий, А.Д. Сысоев, Д.К Валеева, в чем, несомненно, была заслуга директора.  Не будучи специалистом, он доверял молодежи, способствуя при этом повышению ее профессионализма – пришедшие в музей его бывшие воспитанники по Казанскому художественному училищу – Т.В. Голубцова, А.Г. Ширяева, Е.П. Ключевская, а   также Я.Х. Вайсфельд, М.К. Яо, В.Н.  Разумейченко, Т И. Лескова, стали дипломированными искусствоведами.  Не только факультет теории и истории искусств Института имени И.Е. Репина - сам музей стал школой музееведения: Ю.И. Петров приглашал в качестве кураторов ведущих столичных музейных работников. Так был поставлен отдел учета – картотеки, топографические описи и инвентарные паспорта, методика и терминология описания музейного предмета - таким образом проходило обучение сотрудников фондов.  Создание при музее реставрационной мастерской также требовало повышения профессиональной категории реставраторов и длительных выездных стажировок. Повышение профессионализма работающего коллектива было стратегической целью директора.

Художественные новации периода оттепели допускались в музейные стены ровно в той мере, границы которой были определены идеологией того времени – в этом позиция директора была непоколебима. Эталоном его личных предпочтений в искусстве был И.И. Шишкин. И это сыграло свою положительную роль в создании мемориальной экспозиции Дома-Музея И.И. Шишкина в Елабуге, инициированной музеем во главе с его директором. Кабинет директора на время превратился в штаб-квартиру по изучению литературных и архивных источников, сбору типологических антикварных предметов обстановки, в связи с чем для создания концепции экспозиции были консолидированы силы ряда специалистов Казани, Москвы, Ленинграда. Сотрудники музея во главе с директором неоднократно выезжали в Елабугу, принимая непосредственное участие в строительстве экспозиции, передавая произведения из музейного собрания для временного экспонирования. Этот опыт отразился и на характере экспозиций самого музея – впервые была предпринята попытка воссоздания аутентичного оформления стен особняка начала XX в., в котором размещался музей – по историческим образцам были заказаны обои на одной из московских фабрик, украсившие стены экспозиционных залов.

Фактически «с нуля» был также создан на основе музейного собрания филиал «Набережно-Челнинская художественная галерея».

         Ю.И. Петров что называется «держал руку на пульсе» при проведении закупочных комиссий по пополнению произведений музейного собрания и строительстве выставочных и постоянных экспозиций музея, его присутствие в залах было непременным.  При этом его авторитет, равно как и его личное «я», не довлело над принятой в музее атмосферой коллегиальности, но убежденность в собственной позиции, цельность характера неизменно склоняли чашу весов в его пользу.  Коллегиальность в решении ряда вопросов простиралась и за пределы музея. Юрий Иванович умел расположить к решению ряда музейных проблем  разного рода специалистов – Ф.Х. Валеева, архитектора, историка, доктора искусствоведения, возглавлявшего  музейные экспедиции по районам Республики по приобретению предметов народного прикладного искусства;  доктора  исторических наук, профессора и коллекционера Г.Н. Вульфсона при создании экспозиции Дома-Музея И.И. Шишкина в Елабуге; художника-проектировщика, живописца, графика, заслуженного деятеля искусств ТАССР Н.С. Артамонова, поднявшего  художественное оформление и дизайн  на новую качественную ступень и многих других. К музею тянулись казанские художники, фотографы, члены объединения «Тасма», музей для многих был панацеей от серости будней, быстро ускользнувшей «оттепели».

Трудно разделить личное и профессиональное в этой бесспорно незаурядной личности, каким был Юрий Иванович Петров. Память о нем, как о знаковой фигуре в музейном деле Татарстана, должна быть сохранена.

                                                                               Е.П. Ключевская  

 

 

Виртуальная выставка «Эволюция пейзажной живописи в творчестве художников»

Многие мастера обращаются в своем творчестве к жанру пейзажа. Природа, как важная часть жизни человека, занимает в искусстве господствующее место. Каждый художник, в зависимости от стиля и собственного видения, дает свое представление об окружающей людей среде. Виртуальная выставка «Художники пестрых дней» дает возможность увидеть, как художники, обращаясь к различным стилевым направлениям (от предметного к беспредметному), отражают в искусстве мир природы. Работы, представленные в «экспозиции», являются частью фонда Государственного музея изобразительных искусств РТ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виртуальная выставка «ПРАЗДНИК В МОЕЙ ДЕРЕВНИ. САБАНТУЙ»

К Году национальных культур и традиций

Милли мәдәниятләр һәм гореф-гадәтләр елына

Цикл выставок «Цветущий край традиций»

“Гореф-гадәт чәчәк аткан төбәк” күргәзмәләр циклы

 

В рамках Года национальных культур и традиций Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан представляет цикл виртуальных выставок «Цветущий край традиций», знакомящих зрителя с традициями, обычаями народов Поволжья через изобразительное искусство. Первая выставка посвящена башкирско-татарскому народному празднику – Сабантую. Представлены произведения художников Татарстана Лотфуллы Фаттахова, Абрека Абзгильдина, Шамиля Шайдуллина, Файзрахмана Аминова, Виктора Федорова из собрания ГМИИ РТ.

 

Выставка «ПРАЗДНИК В МОЕЙ ДЕРЕВНИ. САБАНТУЙ»

Сабантуй (в переводе с татарского языка «праздник плуга») – это древний обряд тюркских народов. Традиционно его проводили перед началом посевных работ. В настоящее время он знаменует их окончание веселым празднованием, на котором не утихают национальные песни и пляски, шуточные конкурсы и спортивные состязания.

        Сабантуй – это красочное зрелище, в котором каждый желающий может найти для себя занятие по интересам. На празднике можно увидеть большое количество разнообразных соревнований, в котором принимают участие не только профессиональные спортсмены, но и любой желающий, зачастую из числа многочисленных зрителей.

 

Виртуальная выставка «И снова май...»

В живописи в послевоенные годы находят отлик военные события – от побед Советской армии на фронте до трудовых подвигов советского народа в тылу. На первый план выдвигается военно-патриотическая тема, также  создаются произведения, имеющие своей непосредственной целью показать послевоенное время, возрождение мирной жизни. К созданию летописи обращаются многие художники нашей страны.  

Выставка «Наш адрес — Советский Союз!»

 

Ретроспективная экспозиция советского искусства представляет собрание живописи и скульптуры второй половины XX века, входящее в состав фонда Государственного музея изобразительных искусств РТ. Разнообразная коллекция пополнялась за счет произведений художников со всей страны, а также значительного вклада Фонда Тимченко, который передал около 100 работ.

Выставка «Наш адрес Советский Союз!» состоит из одиннадцати тематических залов, каждый из которых раскрывает одну из сторон жизни советского человека. Дополнили пространство цитаты из известных советских фильмов. Открывает экспозицию инсталляция на тему дома, где зритель может прочувствовать атмосферу советского быта и стать его частью.

КРЫМ В ГРАВЮРЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Из собрания ГМИИ РТ

Этот раздел выставки составляют посвящённые Крыму видовые и жанровые изображения в искусстве русской гравюры XIX - начала XX века, включая так называемую «россику» (произведения европейских мастеров о России).

Первыми из отечественных мастеров, обратившихся к национальным сюжетам из жизни России, были художники-видописцы. Сопровождавшие экспедиции с целью «снятия видов и костюмов разных народов», они ощущали себя первооткрывателями родной страны, её природы и обитателей. Особое место среди этих художников занимает Емельян Михайлович Корнеев (1780 ? - после 1839), крупнейший мастер русской видовой графики первой четверти XIX века, автор первой большой серии о народах России, созданной отечественным художником и изданной в Европе1. В экспозиции представлен один из этих листов (гравюра Кокере «Крымские татары»), вошедший в знаменитый двухтомный альбом гравюр «Народы России», исполненных по рисункам Е. М. Корнеева и изданный графом К. Рехбергом2 в Париже в 1812 - 1813 годах.

На выставке показаны также гравюры с видами Крыма по рисункам Е. М. Корнеева. Они служили иллюстрациями ко второй части книги П. И. Сумарокова «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», СПб., 18053. Это было одно из первых изданий, посвящённых Крыму вскоре после его присоединения к России. Его автором был Павел Иванович Сумароков (ок. 1767 - 1846), принадлежавший к именитому дворянскому роду, известный государственный деятель и литератор, член Российской Академии наук, один из «первооткрывателей земли крымской». В экспозиции представлено это издание, хранящееся в фондах Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского. Эта книга, как и иллюстрации к ней из коллекции ГМИИ РТ4, происходят из собрания семьи дворян Молоствовых5. На издании имеются экслибрис библиофила и коллекционера Феопемта Львовича Молоствова (1758 - 1817) и автограф (владельческая запись) его племянника, Тавриона Христофоровича Молоствова (1755 - 1844), унаследовавшего его библиотеку.

Написанная в жанре «сентиментального путешествия», введённого в моду Лоренсом Стерном, книга П. И. Сумарокова, содержащая ценные сведения по географии, истории и этнографии Крыма, представляет особый интерес как своеобразный творческий дневник. Он насыщен эмоциональными переживаниями автора, открывающего для себя новый мир с древней историей и совсем иной культурой.

В соответствии с законами жанра «живописного путешествия» издание сопровождается гравированными иллюстрациями, созданными по рисункам, исполненным вовремя вояжа6. Воображение путешественника поражают старые приморские города-крепости, где так тесно переплелась история греков, мусульман, крымских евреев-караимов. На гравюрах, представленных на выставке, можно увидеть Алушту и бывшую столицу Крымского ханства «еврейскую крепость» Чуфут-Кале, древний форпост генуэзцев Балаклаву, изображённую с видом на Сигнальную гавань и стены крепости Чембало; татарское село Бешуи и долину Отузы с её древними виноградниками и остатками крепости, село Куру-Юзень близ Алушты с живописными водопадами, скалами и горными речками. Сочетающие документальность и художественность, крымские пейзажи Е. М. Корнеева исполнены в традициях панорамного пейзажа, ведуты.

Иным предстаёт Крым в офортах Ивана Ивановича Шишкина (1832 - 1898). В отличие от Е. М. Корнеева он не создаёт целостного образа южной природы, с морскими побережьями и уютными бухтами, ему ближе суровая красота крымских скал, стихия камня, его больше занимает пристальное изучение отдельного мотива. Экспозиция включает работы разных лет: от раннего офорта «Скалы» 1870 года, напоминающего северную природу, до поздних оттисков середины 1880-х - начала 1890-х годов («Гурзуф» 1885, «Аюдаг» 1892), где так ощутим интерес к проблемам света, возникший не без влияния солнечных крымских пейзажей и увлечения фотографией.

И. И. Шишкин максимально использовал возможности офорта, прибегая к последовательному травлению, сочетая техники, экспериментируя со способами печати. Офорты его существуют во множестве состояний, фиксирующих процесс работы над доской. Так, например, «Гурзуф» известен в 19 состояниях, варьирующих один и тот же пейзажный мотив при лунном и солнечном свете. На выставке представлены четыре из них7. Основная часть гравюр И. И. Шишкина поступила в музей в 1970 - 1980-е годы, и в их числе редкие оттиски, происходящие из известных собраний В. И. Трапицина и А. Е. Пальчикова.

Мистический образ Киммерии в своём творчестве создал Константин Фёдорович Богаевский (1872 - 1943). Он творил в эпоху художников «Мира искусства», с которыми его связывала «мечта об архаическом», о которой так вдохновенно писал Максимилиан Волошин: «Мечта об архаическом - последняя и самая заветная мечта искусства нашего времени, которое с такой пытливостью вглядывается во все исторические эпохи, ища в них редкого, пряного и с собою тайно схожего»8. В киммерийских пейзажах Богаевского оживает дух старых мастеров, заставляющий вспомнить космический пейзаж эпохи Возрождения, фантастическое освещение северных мастеров дунайской школы и героический пейзаж руин в искусстве XVIII века. На выставке несколько листов из альбома автолитографий 1923 года. Как и многие художники, К. Ф. Богаевский обратился к литографии в начале 1920-х годов. В сложных условиях послереволюционных лет она была наиболее доступной и дешёвой техникой, и вместе с тем, как ни одна другая, она близка авторскому рисунку. Каждый из листов серии самостоятелен. Пейзажи подобны снам наяву, где соединяются реальность и воображение. В этих литографиях, с их удивительной пространственностью, неограниченной далью и глубиной, ощущается вселенский масштаб и пафос сотворения мира, некая изначальная поэзия древности, так свойственная крымскому пейзажу.

Ольга Вербина

Вера Карасева «Гравюра сегодня»

Карасёва Вера Владимировна родилась 20 января 1980 года в г. Волжске, в 2000 году окончила живописное отделение Казанского художественного училища, в 2007 –  отделение станковой графики Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, где училась у действительных членов Российской Академии Художеств А.Б. Суворова, А.А. Любавина, А.И. Теслика.

 

Вера Карасева –  член Союза художников России (СХР) с 2010, неформального творческого объединения «Графком» (с 2011), а также Творческого союза художников России (ТСХР) с 2012.

 

В 2009–2016 гг.  преподавала в казанском филиале Московского государственного академического института им. В.И. Сурикова, с 2007 по настоящее время преподает в Казанском художественном училище им. Н.И. Фешина (преподаватель высшей категории). С 2004 приняла участие более чем в 50 городских, республиканских, региональных, всероссийских, международных выставок.

 

Экспозиция к 125-летию Казанской художественной школы

Казанская художественная школа — знаменитое отечественное учебное заведение, ставшее исключительным явлением и сыгравшее ключевую роль в истории развития изобразительного искусства на территории Казанского края и в целом Поволжского региона страны. Художественно-образовательные традиции школы, сложившиеся в дореволюционное время, оказали огромное влияние на развитие искусства республики на протяжении всего советского периода. Несомненно, они лежат и в основе современного искусства Татарстана. В 2020 году школа отмечает свой 125-летний юбилей. Её наследие уникально и остаётся постоянно востребованным молодым поколением художников.

По материалам издания "Казанская художественная школа. 1895 - 1920-е годы" (автор текста и составить И.Ф. Лобашева) в рамках проекта "Художественные сокровища Татарстана". - Казань: Заман, 2013

 

Равиль Загидуллин «Дорога к моим истокам»

Равиль Загидуллин родился в 1960 году в городе Казани, окончил Казанское художественное училище (1984),член Союза художников. Является одним из ведущих художников, работающих в жанре исторической картины, работы посвящены средневековой истории татарского народа, демонстрирующие события и эпизоды из истории Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

          Картины Равиля Загидуллина неизменно привлекали к себе внимание на многочисленных выставках, которых за десятилетие было немало:  международных,  всероссийских, республиканских. В 1990 году он получил официальное признание, став членом Союза художников СССР. С 2012 года – член Творческого Союза художников РФ. У художника есть своя особая тема, которую он исследует: жизнь родного народа, его прошлое и настоящее, обращение к истокам национальной истории и духа.

          Яркий талант художника уже получил самое широкое признание: его картины есть в собраниях Государственного музея изобразительных искусств РТ, Национального музея РТ, Национального культурного центра «Казань», частных коллекциях России и мира. На персональной выставке художника экспонируются произведения, посвященные теме Болгар, работы из серии «Черемисская война», а также работы, созданные художником в разные периоды жизни.

Произведения представлены из коллекции автора и собрания ГМИИ РТ.

Особый интерес представляет участие Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан в выставке художника собранием  археологических артефактов, что подчеркивает связь науки и искусства. Уникальные артефакты из собрания института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук РТ подчеркивают атмосферу подлинности в работах художника. 

Харис Абдрахманович Якупов

Харис Абдрахманович Якупов – один из тех художников, чье творчество выросло и окрепло в послевоенные годы. Перед самой войной он окончил Казанское художественное училище и, сражаясь за Отчизну, помнил о живописи: всюду, где и когда только можно, запечатлевал отдельные эпизоды войны, портреты товарищей, сохранял в памяти краски природных явлений...

Шел 1946 год, когда молодой художник, вернувшись с фронта, снова взял в руку кисть. Его интересовали все живописные жанры – и пейзаж, и портрет, и тематическая картина. Но при всей широте поисков Харис Якупов очень скоро обрел своего героя, который как бы объединяет эти жанры в единое целое. Светлые, тихие пейзажи наполнены поэзией мирного бытия, и в жанровых картинах также живет радость человека, прошедшего через ад войны и вернувшегося на родную землю.

Урманче Баки Идрисович

Творчество выдающегося деятеля татарской культуры Баки Урманче неотделимо от сложного, динамического процесса развития и становления татарского профессионального изобразительного искусства. На самых разных этапах развития этого искусства он внес в него свой неповторимый вклад. Присущая ему универсальность, широта эрудиции и многогранность интересов, выразившиеся в его творчестве полно и последовательно, способствовали тому, что он сумел одинаково зрело и глубоко индивидуально выразить себя почти во всех видах и жанрах изобразительного искусства, заложив ощутимую основу их дальнейшего развития.

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>