Вера Андронниковна Смиренская (1898 – 1983)

Вера Андронниковна Смиренская (1898 – 1983)

Художница Вера Андронниковна Смиренская, член МОСХа, относится к плеяде художников, работавших в Казани в годы Великой Отечественной войны. Все они влились в работавший тогда Союз художников Татарской АССР.

СХ ТАССР к началу Великой Отечественной войны насчитывал 48 членов, к началу 1941 года председателем правления становится первый татарский профессиональный скульптор Садри Салахович Ахун. Многие художники ушли на фронт, многие погибли на полях сражений: Л.Н. Александров, П.М. Байбарышев, Н.К. Валиуллин, В.И. Гурьев, Ю.С. Зиновьев, Я.В. Ушков и другие.

Несмотря на потери, численность Союза художников Татарской АССР почти не сокращается в годы войны. В него вливается большой коллектив эвакуированных, главным образом, из Московского и ленинградского творческих Союзов. К 1 декабря 1941 года к Союзу художников ТАССР были прикреплены 24 эвакуированных художников. Все они стремились активно участвовать в художественной жизни Казани и республики. Среди них оказалось немало известных московских и ленинградских художников, таких, как Б.И. Дехтерев, Н.А. Конгиссер, А.А. Вольтер, В.Б. Корецкий, Н.И. Костров, Р.И. Зеленская, А.М. Лавинский, Д.И. Рязанская, В.К. Федяевская, В.А. Смиренская.

В нелегких условиях эвакуации художникам удалось создать произведения, оставившие заметный след в истории советского искусства периода Великой Отечественной войны. Все они участвовали в художественных выставках, организованных во дворцах культуры, в госпиталях. Главными темами было отражение темы патриотизма, подвига, портретов героев, солдат. Многие отражали по своим воспоминаниям мирное время, приближая, тем самым, победу. Многие их эвакуированных художников в 1943 году покинули Казань и вернулись в родные города.

В собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан хранится две работы кисти Веры Смиренской, обе отражающие мирную жизнь.

В произведении «В лесу» (1930-е, х., м.) запечатлен летний день, лесная поляна, а среди деревьев фигурки детей, играющих в прятки. Идиллия мирной жизни становится для художницы маяком, к которому были направлены все устремления автора. Этюдная незавершенность, широкий пастозный мазок, игра света, импрессионистическое начало характеризует эту работу.

В другой работе «Сад. Сбор яблок» (1940, х., м.) основным является то же настроение и состояние полноты жизни.

Художница много работала в жанровой живописи, создавала произведения о жанре городского пейзажа, запечатлевала сцены из современной жизни. К сожалению, ее имя остается в истории советского искусства мало изученным, немногие ее работы имеются в музейных и частных собраниях. Тем не менее, такие мастера советского искусства, как Вера Андронниковна Смиренская, запечатлели в своих полотнах эпоху, создали значительные произведения искусства.

                                                         Д.Д. Хисамова

 

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>