Виртуальная выставка «ЮРИЙ ИВАНОВИЧ ПЕТРОВ (1923 – 1993). К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ»

«Хрущевская оттепель» в Казани ознаменовалась важным событием в культурной жизни – Музей изобразительных искусств получил один из красивейших особняков   на ул К. Маркса, 64, который и поныне сохраняет статус главного здания разросшегося с того времени музея. Здесь начался новый этап жизни музея, вошедшего со временем в число лучших российских музейных институций. Переезд в новое здание в 1967 году  требовал решения всего комплекса проблем – организации и размещения фондохранилиша, создания реставрационных мастерских, организации научных отделов, экскурсионной и лекционной  работы с посетителями, а главное – создание  не только новой экспозиции, но и формирование   коллектива сотрудников, способных вдохнуть новую жизнь в обширную коллекцию произведений разных видов искусства – живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства.

Будущий историограф музея неизбежно столкнется с необходимостью   написать о человеке, взявшем на себя груз ответственности за решение всего комплекса проблем по созданию нового музея – Юрии Ивановиче Петрове. И это налагает на пишущего большую ответственность: на протяжении полутора десятков лет (1968-1986)   личность директора во многом задавала вектор развития, деятельности и атмосферу внутренней жизни музея.  В прошлом – фронтовик, военный разведчик (медаль «За отвагу»), выпускник Высшей партийной школы при ЦК КПСС, казалось бы, несовместимы с руководством таким тонким, требующим специальной профессиональной подготовки, делом, как художественный музей. Жизненный опыт, знание людей определяли его характер – нетерпимость к любым проявлениям разгильдяйства, и вместе с тем -  простота без панибратства и фамильярности, демократичность в отношении с сотрудниками (дверь директорского кабинета всегда и для всех была открыта не в переносном смысле, а физически),  немногословность, но  вместе с тем  умение убеждать.

Во время директорства Ю.И. Петрова музей генерировал   ведущие искусствоведческие силы Казани: Г.А. Могильникова, А.Б. Файнберг, А.И. Новицкий, А.Д. Сысоев, Д.К Валеева, в чем, несомненно, была заслуга директора.  Не будучи специалистом, он доверял молодежи, способствуя при этом повышению ее профессионализма – пришедшие в музей его бывшие воспитанники по Казанскому художественному училищу – Т.В. Голубцова, А.Г. Ширяева, Е.П. Ключевская, а   также Я.Х. Вайсфельд, М.К. Яо, В.Н.  Разумейченко, Т И. Лескова, стали дипломированными искусствоведами.  Не только факультет теории и истории искусств Института имени И.Е. Репина - сам музей стал школой музееведения: Ю.И. Петров приглашал в качестве кураторов ведущих столичных музейных работников. Так был поставлен отдел учета – картотеки, топографические описи и инвентарные паспорта, методика и терминология описания музейного предмета - таким образом проходило обучение сотрудников фондов.  Создание при музее реставрационной мастерской также требовало повышения профессиональной категории реставраторов и длительных выездных стажировок. Повышение профессионализма работающего коллектива было стратегической целью директора.

Художественные новации периода оттепели допускались в музейные стены ровно в той мере, границы которой были определены идеологией того времени – в этом позиция директора была непоколебима. Эталоном его личных предпочтений в искусстве был И.И. Шишкин. И это сыграло свою положительную роль в создании мемориальной экспозиции Дома-Музея И.И. Шишкина в Елабуге, инициированной музеем во главе с его директором. Кабинет директора на время превратился в штаб-квартиру по изучению литературных и архивных источников, сбору типологических антикварных предметов обстановки, в связи с чем для создания концепции экспозиции были консолидированы силы ряда специалистов Казани, Москвы, Ленинграда. Сотрудники музея во главе с директором неоднократно выезжали в Елабугу, принимая непосредственное участие в строительстве экспозиции, передавая произведения из музейного собрания для временного экспонирования. Этот опыт отразился и на характере экспозиций самого музея – впервые была предпринята попытка воссоздания аутентичного оформления стен особняка начала XX в., в котором размещался музей – по историческим образцам были заказаны обои на одной из московских фабрик, украсившие стены экспозиционных залов.

Фактически «с нуля» был также создан на основе музейного собрания филиал «Набережно-Челнинская художественная галерея».

         Ю.И. Петров что называется «держал руку на пульсе» при проведении закупочных комиссий по пополнению произведений музейного собрания и строительстве выставочных и постоянных экспозиций музея, его присутствие в залах было непременным.  При этом его авторитет, равно как и его личное «я», не довлело над принятой в музее атмосферой коллегиальности, но убежденность в собственной позиции, цельность характера неизменно склоняли чашу весов в его пользу.  Коллегиальность в решении ряда вопросов простиралась и за пределы музея. Юрий Иванович умел расположить к решению ряда музейных проблем  разного рода специалистов – Ф.Х. Валеева, архитектора, историка, доктора искусствоведения, возглавлявшего  музейные экспедиции по районам Республики по приобретению предметов народного прикладного искусства;  доктора  исторических наук, профессора и коллекционера Г.Н. Вульфсона при создании экспозиции Дома-Музея И.И. Шишкина в Елабуге; художника-проектировщика, живописца, графика, заслуженного деятеля искусств ТАССР Н.С. Артамонова, поднявшего  художественное оформление и дизайн  на новую качественную ступень и многих других. К музею тянулись казанские художники, фотографы, члены объединения «Тасма», музей для многих был панацеей от серости будней, быстро ускользнувшей «оттепели».

Трудно разделить личное и профессиональное в этой бесспорно незаурядной личности, каким был Юрий Иванович Петров. Память о нем, как о знаковой фигуре в музейном деле Татарстана, должна быть сохранена.

                                                                               Е.П. Ключевская  

 

 

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>