Сперанская Любовь Львовна (1918 – 2010)

Сперанская Любовь Львовна (1918 – 2010) - сценограф, график. Первая женщина-сценограф Татарии, педагог, основоположник национального сценического костюма в музыкальном театре, художник Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, Народный художник Республики Татарстан, автор первого художественного альбома о костюме казанских татар, один из первых художников Кукольного театра Татарии, член Союза художников Татарской АССР, России и СССР, член Всесоюзного Театрального Общества и член Международной ассоциации изобразительных искусств АИПА ЮНЕСКО, Ветеран Великой Отечественной войны.

23 июня 1918 года родилась в г. Витебске (Белоруссия)

1953 год — окончила Казанское художественное училище

1968 год — член Союза художников СССР

1998 год — Народный художник Республики Татарстан

В детстве и ранней юности Любовь Сперанскую (урожденную Штейн) воспитывала суровая мачеха. Затем, в Ленинградском университете изучала биологию, хотя очень любила рисовать, лепить, танцевать. Едва успела окончить обучение, как началась Великая Отечественная война. В самые первые дни ее вызвали в горком КПСС и объявили, что она мобилизована: она была назначена воспитательницей интерната, и через несколько дней вместе с детьми и педагогами они отправились из Ленинграда в эвакуацию.

В деревне, куда привезли эвакуированных ленинградцев, они прожили два месяца – деревню начали бомбить, и вышел приказ об эвакуации интерната в Казань, куда поплыли на стареньком пароходе. Плыли долго, пережили и голод, и холод, и бомбежки – Любовь Львовна была контужена. В Казани ленинградцев пересадили на другой пароход, который должен был довезти их до Перми. Но до пункта назначения он не дошел: морозы начались рано, и уже к ноябрю реки заледенели, пароход с пассажирами вмерз в каменный лед. Детей на лошадях (воспитатели, кто мог, шли пешком) вывезли в аул Шигаево (ныне Сармановский район). Встретили сельчане ленинградцев радушно – делились с ними, чем могли.

На всю жизнь запомнила Любовь Львовна чудесную татарскую женщину Зейтуну-апу, очень добрую и приветливую. Та обладала и художественными способностями: у нее дома Сперанская увидела удивительные узоры – пышные цветы, изгибаясь, обрамляли окно. Их нарисовала и раскрасила синькой для белья сама Зейтуна-апа. Они подружились, и как-то Зейтуна-апа показала молодой воспитательнице заветный сундук, наполненный искусно вышитыми калфаками, ичигами, украшениями. С этого момента началась ее любовь к татарскому декоративно-прикладному искусству. В эвакуации она не расставалась с маленьким альбомчиком – рисовала сельских жителей в татарских одеждах, деревенские дома и улицы.

После контузии нужна была помощь квалифицированного врача, и Л.Л. Штейн послали в Казань на консультацию. В Казани она с подругой случайно познакомились с эвакуированным из Москвы музыкантом-скрипачом, игравшим в оркестре Казанского театра оперы и балета. Он пригласил их в театр, где работал, и познакомил с Петром Тихоновичем Сперанским, главным художником двух театров: оперного и татарского. Сперанского заинтересовали зарисовки юной художницы и, хотя она не имела художественного образования, он пригласил ее работать в театр, так как сотрудничавших с ним художников мобилизовали в армию.

Первым «ее» спектаклем был балет Назиба Жиганова «Зухра» – она делала эскизы костюмов. Это был 1945 год. А спустя три года вместе с Петром Тихоновичем (он стал ее мужем) работали над «Аидой» Джузеппе Верди: он делал эскизы декораций, Сперанская – костюмов.

После окончания художественного училища Сперанская стала главным художником Казанского театра кукол. Параллельно преподавала в художественном училище. В театре кукол оформила 22 спектакля: «Василиса Прекрасная» (1954), «Ходжа Насреддин», «Снежная королева» (1958), «Конек-Горбунок» и другие. В их решение молодая художница внесла много фантазии и доброго юмора.

С 1957 года работала как сценограф-постановщик, и не только в театрах Казани, но и по приглашениям – в других городах Российской Федерации: Йошкар-Оле и Петрозаводске, Саранске и Сыктывкаре, Кирове и Москве… Ей поручили оформить первый национальный удмуртский балет «Италмас» Корепанова-Карского.

В послевоенное время в республике не было разработок татарского национального костюма (за исключением работ Б.И. Урманче), которые вошли бы в широкий обиход их использования на сцене, поэтому, министра культуры ТАССР Гиззатуллина и первого секретаря обкома партии Табеева заинтересовали зарисовки национальной одежды, выполненные Л.Л. Спреранской (их у нее было очень много – она работала в библиотеках Казани, Москвы, Ленинграда, запасниках музеев, ездила по районам Татарстана). Тогда было предложено систематизировать наброски, облечь их в графическое воплощение и издать собранные материалы в виде книги. Книга прошла этнографический, археологический отделы и Президиум Академии наук Татарии, а также ряд отделов обкома. Предисловие к ней написала кандидат исторических наук Рамзия Мухамедова, ставшая ее научным редактором. Альбом вышел в 1972 году и сразу стал библиографической редкостью.

До конца дней Любовь Львовна оставалась верна театру, а также искусству, рожденному им – искусству сценографии и костюма.

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>