Пушкинская карта
Возрастное ограничение +12
Усадьба Сандецкого,
г. Казань, ул. Карла Маркса, 64
+7 (843) 236-69-31, +7 (843) 238-43-27 (по вопросам фотосессий и свадеб)
Приобретайте путеводитель по выставке!
Друзья, в киоске Главного здания вы можете приобрести печатный путеводитель к выставке русского портрета из собрания ГМИИ РТ «НЕФОТОГРАФИЯ».
Полотна, вошедшие в состав выставки представляют все слои общества XVIII–XIX веков.
На экспозиции вы увидите работы выдающихся художников-портретистов своего времени – Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, Дж. Доу, П. Ф. Плешанова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, а также художников, чье творчество было тесно связано с Казанью – К. Барду, Р. А. Ступина, Л. Д. Крюкова, З. И. Иванова. В залах представлено немало анонимов, имена которых не сохранило время, но это не отменяет их художественной ценности и эстетической значимости.
Красочный путеводитель, который содержит богатую информацию о художниках и изображённых персонажах поможет посетителям в понимании структуры экспозиции и её содержания, станет прекрасными дополнением к посещению выставки в музее.
Стоимость каталога – 300 рублей.
Музей готовит серию подобных изданий в ГСИ и НХГ «Хазинэ».
Стоимость билета
Посетить проект можно по входному билету музея на все выставки: от 200 до 500 рублей.
Лицам младше 18 вход свободный, лицам младше 14 требуется сопровождение родителя, лицам от 14 требуется предъявить паспорт на кассе.
Как можно приобрести билет?
Билет можно приобрести на кассе галереи, а также онлайн (по Пушкинской карте билет доступен только при покупке онлайн-билета).
Купить билет онлайн (доступно по Пушкинской карте)
Как можно заказать экскурсию и сколько она будет стоить?
Экскурсионное сопровождение по выставке можно заказать по номеру +7 (843) 2366931
Стоимость посещения: 1000 рублей за группу из взрослых посетителей, 100 рублей за каждого посетителя при посещении экскурсии группой лиц младше 18 лет.
Выставка открыта для посещения до 3 ноября включительно.
Произведения, представленные на выставке, персонифицируют историю казанского края: экспонируются портреты представителей известных казанских фамилий – Молоствовых, Сазоновых, Матюниных, Осокиных, Горемыкиных, Колбецких, Манасеиных, Нейковых, Толстых, Мусиных-Пушкиных, Александровых-Гейнс и др. В состав экспозиции включены некоторые произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. При их отборе отдавалось предпочтение произведениям, редко покидающим запасники.
Значительную и особо ценную часть коллекции живописи Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан составляют произведения портретного жанра.
Полотна, вошедшие в состав экспозиции, представляют все слои общества XVIII–XIX веков – царствующих особ, титулованную знать, государственных и военных деятелей, представителей именитого купечества, духовенства, интеллигенции и крестьянства, а также многообразие особенностей портретного жанра – парсуны, как переходный жанр европеизации художественной эстетики средневековья, репрезентативный и камерный кабинетный портрет, групповой семейный портрет, постановочный портрет-картина на фоне пейзажа или интерьера, портрет-тип с социальным подтекстом, костюмированный и стилизованный портрет, портретная миниатюра, соединившая в себе материальную ценность оправы и драгоценность живописи – таков диапазон стилистических и сюжетно-тематических особенностей искусства портрета. Экспонируются произведения выдающихся художников-портретистов своего времени – Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, Дж. Доу, П. Ф. Плешанова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, а также художников, чье творчество было тесно связано с Казанью – К. Барду, Р. А. Ступина, Л. Д. Крюкова, З. И. Иванова. В составе экспозиции немало анонимов, имена которых не сохранило время, но это не отменяет их художественной ценности и эстетической значимости.
XVIII – первая половина XIX века в русском искусстве были временем доминирования портретной живописи. Мужчины демонстрируют ум и достоинство, ордена, награды и знаки отличия, женщины – изящество и драгоценность костюма, позы, жеста, тонко нюансированные оттенки эмоционального состояния. Большинство подобных произведений происходит из фамильных портретных галерей и несет в себе мемориальную функцию сохранения памяти о человеке.
С течением времени существенно менялись ценностные приоритеты в осмыслении человеческой личности, что находило отражение в портретном искусстве – менялось «лицо» эпохи: разночинная интеллигенция, деятели науки и искусства, третье сословие, крестьяне… Портрет эволюционировал в сторону фиксации не только внешности, но и внутренней наполненности образа, передачи мимолетности эмоционально-психологической характеристики. Творческие методы и эстетические свойства портретной живописи необычайно расширились, неся на себе отпечаток моды, личных вкусов, общественно-политических симпатий, а также и массовой портретной фотографии. Портрет, как результат длительной работы над образом, и натурный этюд уравнивались в эстетической ценности. Доминировала сиюминутность повседневности, воплощенная в портрете.
В состав экспозиции включены некоторые произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. При их отборе отдавалось предпочтение произведениям, редко покидающим запасники. Так возникла тема охоты, получившая в XIX веке отражение не только в литературе С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. Н. Бунина и многих других, но и в расцвете анималистического жанра в живописи. Охота, как одно из любимых занятий мелкопоместного провинциального дворянства, являлась воплощением единства жизни человека с природой, возможностью наслаждаться ею.
Произведения, представленные на выставке, персонифицируют историю казанского края: экспонируются портреты представителей известных казанских фамилий – Молоствовых, Сазоновых, Матюниных, Осокиных, Горемыкиных, Колбецких, Манасеиных, Нейковых, Толстых, Мусиных-Пушкиных, Александровых-Гейнс и др. Произведения поступали в Казанский городской музей на рубеже XIX–XX веков из более чем 20-ти фамильных портретных галерей и частных собраний Казани, а также из Музея искусств и древностей Императорского Казанского уни