Пушкинская карта
Возрастное ограничение
Национальная художественная галерея,
г. Казань, Казанский Кремль, Музейный комплекс "Хазинэ", 3 подъезд
+7 (843) 567-80-43
Стоимость билета
Вход по билетам только на данную выставку от 250 до 450 рублей (билет дает право на посещение всех выставок первого этажа галереи), либо по билету на все выставки (от 300 до 600 рублей). Лицам младше 18 вход свободный, до 14 лет требуется сопровождение родителя, от 14-ти - необходимо показать паспорт на кассе.
Как можно купить билет?
Билет можно приобрести прямо на кассе галереи или онлайн (по Пушкинской карте билет доступен только при онлайн-покупке)
Купить билет онлайн (доступно по Пушкинской карте)
Выставка открыта для посещения до 15 сентября включительно.
Режим работы всех зданий музея 29 и 30 августа сокращен на час, подробнее в «Новостях»
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ состоялось открытие выставки «Нәсел. Нигез. Йола» (Род. Отчий дом. Обычай). Тема экспозиции посвящена семье, роду и свадебным традициям у татар. Идея выставки состоит в том, чтобы показать атмосферу, среду татарской семьи на рубеже XIX–XX веков, раскрыть некоторые особенности татарского свадебного обрядового коплекса, а также найти узлы-традиции, связывающее наше прошлое, настоящее и будущее.
Вступление в брак – создание семьи – считалось у татар не только священной обязанностью, но и необходимым условием праведной, богатой, счастливой жизни. Татарские пословицы служат тому подтверждением.
Нәсел агачы – ата-баба, бер ботагы – ата-ана, күп ботагы – кардәш-ыру, яфраклары – бала-чага. (Родовое дерево – прадеды, одна ветка – родители, много других веток – род и родственники, листья – дети.)
Өйләнү – мәхәббәт белән бурыч, бу икәүсез булмас тормыш. (Женитьба – любовь и долг, без них не будет жизни.)
Өйләнү – кеше гомерендә бер килә. (Женитьба – в жизни человека только раз бывает.)
Ат алсаң, өең белән киңәш; хатын алсаң, авылың белән киңәш. (Берешь коня – посоветуйся с домочадцами; берешь жену – посоветуйся с односельчанами.)
Выставка «Нәсел. Нигез. Йола» («Род. Отчий дом. Обычай») посвящена теме семьи, рода и свадебных традиций у татар. Идея выставки состоит в том, чтобы показать атмосферу, среду татарской семьи на рубеже XIX–XX веков, раскрыть некоторые особенности татарского свадебного обрядового комплекса, а также найти узлы-традиции, связывающие наше прошлое, настоящее и будущее.
Как и сегодня, 100 лет назад брак был самым ответственным шагом в жизни человека. Завидной невестой считалась та, которая была здоровой, образованной, воспитанной, хозяйственной, трудолюбивой: убирала дом, готовила пищу, ухаживала за детьми и пожилыми, приносила домой воды с ручья или колодца, справлялась с домашним скотом, вышивала, вязала, пряла, ткала, шила одежду и т.д.: Белемле кыз – бирнәле кыз (Образованная девушка – девушка с приданым); Уңган хатын кар өстендә казан кайнатыр (Умелая жена и на снегу в казане еду приготовит).
Завидным женихом был тот, кто обладал отличным физическим здоровьем и умел строить дом, собирать урожай на своей земле, заготавливать дрова на зиму, ухаживать за домашней живностью: Егет кешегә җитмеш төрле һөнәр дә аз (Молодцу и семидесяти ремесел мало); Егет ат җигешеннән билгеле (Молодца видно по тому, как он коня запрягает).
В те времена молодые находили себе пару во время полевых работ или на праздниках, посиделках. Так как встреча наедине считалась грехом (харам), парни и девушки активно переписывались, а свои письма украшали богатым орнаментом. Были семьи, где пару подбирали родители, а дети подчинялись их решению. Обычно девушки выходили замуж примерно в 20 лет, а юноши женились в 25–30 лет. Для жениха считалось позором жить в доме у молодой жены: Йортка кергәнче – утка кер (Лучше сгореть в огне, чем жить у жены).
Жили большой семьей: отец жениха, глава семьи, – главный и единственный собственник всего имущества, он решал все вопросы по своему усмотрению; его супруга – мама жениха – пользовалась уважением и обладала большим авторитетом, но не властью. С ними жила молодая семья и их дети. Как правило, три поколения в одном доме. Обращались друг к другу не по имени, а с помощью звательных форм – терминов родства: обращение к мужу – атасы (отец детей), к жене – анасы (мать детей).
Жили дружно, любили и уважали друг друга и воспитывали детей.
Выставка «Нәсел. Нигез. Йола» состоит из двух разделов. В первом разделе раскрываются особенности подготовительного этапа к свадьбе (сватовство, помолвка, обмен подарками, подготовка приданого), во втором – самого торжества, праздника. На выставке можно увидеть ювелирные украшения (хаситэ, чулпы, воротниковые застежки, браслеты), изделия кожаной мозаики (ичиги, панно, подушки), образцы ткачества и вышивок из собрания ГМИИ РТ, фотографии конца XIX – начала XX века из собрания Низами Ибраимова, Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета; образцы традиционных костюмов начала ХХ века из собрания Татарского государственного академического театра им. Г. Камала и частных коллекций.
Выставка является частью проекта «Кладези народного творения» и проводится в рамках гранта Республики Татарстан на развитие гражданского общества. Выставка открывает комплекс просветительских мероприятий, посвященных традициям татарского народа, в который также входят мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, этнографические экспедиции в деревни и села Республики Татарстан, а также проведение круглых столов и другие.
Выставка «Нәсел. Нигез. Йола» посвящается Году семьи в России.
(При составлении аннотации были использованы материалы издания: «Татары. – М.: Наука, 2017».)