Ближайшие события

Возрастное ограничение

Национальная художественная галерея, г. Казань, Казанский Кремль, Музейный комплекс "Хазинэ", 3 подъезд

+7 (843) 567-80-43

Купить билет

Как можно приобрести билет?

Билет можно приобрести прямо на кассе галереи, по Пушкинской карте оплата доступна только при покупке онлайн-билета

Купить билет онлайн (доступно по Пушкинской карте)

Стоимость билета

Вход по билетам только на данную выставку от 250 до 450 рублей, либо по билету на все выставки (от 300 до 600 рублей). Лицам младше 18 вход свободный, до 14 лет требуется сопровождение родителя, от 14-ти - необходимо показать паспорт на кассе.

Как можно заказать экскурсию и сколько она будет стоить?

Экскурсионное сопровождение по выставке можно заказать по номеру  +7 (843) 5678058

Стоимость посещения: 1000 рублей за группу из взрослых посетителей, 100 рублей за каждого посетителя при посещении экскурсии группой лиц младше 18 лет.

Как приобрести аудиогид на выставку?

На кассе галереи или онлайн

Также необходимо приобрести билет на саму выставку.

ВЫСТАВКА ОТКРЫТА ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ ПО 4 АВГУСТА 2024



Оба мастера начинали свой путь с ранних лет – Фешин в мастерской отца, Эрьзя в иконописных мастерских. Затем обучались в крупных учебных заведениях столиц – Санкт-Петербург и Москва. Главной темой творчества двух авторов становится человек в его эмоционально-глубинном отражении. В стилевом решении работ каждый опирался на переплетение нескольких направлений, царивших тогда в художественной среде. Объединив импрессионизм, модерн, реализм и экспрессионизм они создают образ, полный чувственного начала. Пастозный и экспрессивный мазок у Фешина можно сравнить с массивным объемом темного кебрачо у Эрьзя. Эпоха Гражданской войны и революции заставили мастеров эмигрировать. Обратно на родину приезжает лишь Степан Эрьзя (1950). Николай Иванович прожил до конца жизни в США. Однако можно говорить о его духовном «возвращении» в родные края.


Формирование Николая Фешина как художника начинается в Казанской художественной школе, куда он поступил в 1895 году. Успешно окончив учебное заведение, Николай Иванович получает рекомендацию к поступлению в Императорскую Академию художеств. Учителем юного мастера становится Илья Ефимович Репин. Однако уникальный стиль Фешина формируется значительно позже, когда он возвращается в Казань в качестве педагога и начинает работать самостоятельно. В 1910 году, после заграничной поездки, художник становится преподавателем натурного и натюрмортного классов Казанской художественной школы. Казанский период мастера считается наиболее плодотворным. Фешин создает выдающиеся произведения, среди которых «Обливание» (1914-1916), «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н.М. Сапожниковой», а также участвует в многочисленных выставках (Казань, Санкт-Петербург, Мюнхен, Венеция, Сан-Франциско, Нью-Йорк). Первая мировая война, голод в Поволжье и революция подтолкнули Николая Ивановича к решению покинуть Россию. 1 августа 1923 года мастер совместно с семьей прибывает в Нью-Йорк.


Степан Эрьзя (Нефедов) по настоянию отца начинает свой творческий путь с иконописи, обучаясь сначала в церковно-приходской школе, затем в мастерских села Алатырь и города Казани. Юный мастер совместно с другими художниками расписывал церкви Поволжья. Осенью 1902 года Степан Дмитриевич поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Только в 1903 году автор переходит в скульптурный класс, руководителем которого был С. М. Волнухин. Окончив училище, Эрьзя направляется в Италию и Францию, где создает такие работы как «Тоска», «Автопортрет» (1908), «Каменный век» (1911), а также принимает участие в различных выставках. В 1914 году Степан Дмитриевич возвращается в Москву. С 1917 по 1926 год скульптор живет и работает на Урале (Екатеринбург, с. Мраморское) и Кавказе (Новороссийск, Геленджик, Батуми, Баку). В 1926 году Эрьзя принял решение об эмиграции. Он уезжает сначала во Францию, затем в Аргентину. Возвращается Степан Дмитриевич на родину только в 1950 году.


Межмузейный проект «Встреча» объединяет работы из коллекций Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи (Саранск), обладающими крупнейшими в России собраниями произведений Николая Фешина и Степана Эрьзи. В конце 2023 – начале 2024 года Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств (Санкт-Петербург) в своих залах впервые сопоставил и проанализировал творческое наследие этих знаковых для своего времени фигур в искусстве России на выставке «Возвращение».

В экспозиции также будут использованы документальные материалы.

Остались вопросы?

Оставьте свои контактные данные в форме. Мы свяжемся с вами в ближайшее время