Выставка «НЕФОТОГРАФИЯ. Портрет XVIII – начала XX века. Золотая коллекция. Пять столетий»
с 25 апреля 2024 по 15 сентября 2024

Вход по билету на все выставки музея: от 200 до 500 рублей, лицам младше 18 лет вход свободный: младше 14 требуется сопровождение родителя, от 14 требуется предъявить паспорт на кассе.

Купить билет онлайн (доступно по Пушкинской карте) 

 

В Главном здании ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64) состоялось открытие выставки «НЕФОТОГРАФИЯ. Портрет XVIII – начала XX века». Произведения, представленные на выставке, персонифицируют историю казанского края: экспонируются портреты представителей известных казанских фамилий – Молоствовых, Сазоновых, Матюниных, Осокиных, Горемыкиных, Колбецких, Манасеиных, Нейковых, Толстых, Мусиных-Пушкиных, Александровых-Гейнс и др. В состав экспозиции включены некоторые произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. При их отборе отдавалось предпочтение произведениям, редко покидающим запасники.

Значительную и особо ценную часть коллекции живописи Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан составляют произведения портретного жанра.

Полотна, вошедшие в состав экспозиции, представляют все слои общества XVIII–XIX веков – царствующих особ, титулованную знать, государственных и военных деятелей, представителей именитого купечества, духовенства, интеллигенции и крестьянства, а также многообразие особенностей портретного жанра – парсуны, как переходный жанр европеизации художественной эстетики средневековья, репрезентативный и камерный кабинетный портрет, групповой семейный портрет, постановочный портрет-картина на фоне пейзажа или интерьера, портрет-тип с социальным подтекстом, костюмированный и стилизованный портрет, портретная миниатюра, соединившая в себе материальную ценность оправы и драгоценность живописи – таков диапазон стилистических и сюжетно-тематических особенностей искусства портрета. Экспонируются произведения выдающихся художников-портретистов своего времени – Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, Дж. Доу, П. Ф. Плешанова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, а также художников, чье творчество было тесно связано с Казанью – К. Барду, Р. А. Ступина, Л. Д. Крюкова, З. И. Иванова. В составе экспозиции немало анонимов, имена которых не сохранило время, но это не отменяет их художественной ценности и эстетической значимости.

XVIII – первая половина XIX века в русском искусстве были временем доминирования портретной живописи. Мужчины демонстрируют ум и достоинство, ордена, награды и знаки отличия, женщины – изящество и драгоценность костюма, позы, жеста, тонко нюансированные оттенки эмоционального состояния. Большинство подобных произведений происходит из фамильных портретных галерей и несет в себе мемориальную функцию сохранения памяти о человеке.

С течением времени существенно менялись ценностные приоритеты в осмыслении человеческой личности, что находило отражение в портретном искусстве – менялось «лицо» эпохи: разночинная интеллигенция, деятели науки и искусства, третье сословие, крестьяне… Портрет эволюционировал в сторону фиксации не только внешности, но и внутренней наполненности образа, передачи мимолетности эмоционально-психологической характеристики. Творческие методы и эстетические свойства портретной живописи необычайно расширились, неся на себе отпечаток моды, личных вкусов, общественно-политических симпатий, а также и массовой портретной фотографии. Портрет, как результат длительной работы над образом, и натурный этюд уравнивались в эстетической ценности. Доминировала сиюминутность повседневности, воплощенная в портрете.

В состав экспозиции включены некоторые произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. При их отборе отдавалось предпочтение произведениям, редко покидающим запасники. Так возникла тема охоты, получившая в XIX веке отражение не только в литературе С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. Н. Бунина и многих других, но и в расцвете анималистического жанра в живописи. Охота, как одно из любимых занятий мелкопоместного провинциального дворянства, являлась воплощением единства жизни человека с природой, возможностью наслаждаться ею.

 

Произведения, представленные на выставке, персонифицируют историю казанского края: экспонируются портреты представителей известных казанских фамилий – Молоствовых, Сазоновых, Матюниных, Осокиных, Горемыкиных, Колбецких, Манасеиных, Нейковых, Толстых, Мусиных-Пушкиных, Александровых-Гейнс и др. Произведения поступали в Казанский городской музей на рубеже XIX–XX веков из более чем 20-ти фамильных портретных галерей и частных собраний Казани, а также из Музея искусств и древностей Императорского Казанского университета, Первой Казанской мужской гимназии, Казанского Архиерейского дома, Казанского Богородичного монастыря.

 

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>