Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
 С апреля по сентябрь включительно санитарный день в главном здании музея переносится на первую среду месяца - музей закрыт для посещения.   
Постоянные экспозиции

Главное здание ГМИИ РТ располагается двухэтажном казенном особняке усадебного типа, построенном в начале ХХ столетия как резиденция командующего войсками Казанского военного округа. Сегодня это одно из красивейших зданий города, сохранившаяся ограда вокруг него – один из лучших образцов чебаксинских решеток. Со второй половины 20-х до середины 60-х годов прошлого столетия в здании размещался противотуберкулезный диспансер. В 1967 году здание было передано Музею изобразительных искусств ТАССР. К зданию примыкает уютный парк с фонтаном. В глубине парка размещено здание фондохранилища, реставрационных мастерских, научный архив, конференц-зал и др.

«Жемчужины» коллекции:

– памятники древнерусской иконописи XVI столетия;

– произведения европейской гравюры XV–XVII веков (А. Дюрер, Л. Лейденский, Ж. Калло) и живописи XVI–XVIII веков (Д. Пулиго, И. Люттихейс, Н. де Ларжильер, работы мастеров круга Брейгеля, круга Сваненбурха);

– произведения русской живописи XVIII–XIX вв. (Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов, В.А. Тропинин, И.К. Айвазовский, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин);

– монографическая коллекция произведений И.И. Шишкина (39 живописных произведений и около 400 листов графики);

– коллекция русского авангарда начала XX в. (В.В. Кандинский, М.А. Врубель, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, Р.Р. Фальк).

 

Постоянная экспозиция состоит из нескольких разделов.

 

Произведения древнерусского искусства XVI–XVIII веков

В залах древнерусского искусства особое место принадлежит иконам XVI века. Выделяется коллекция икон из Успенского собора и Троицкой церкви, некогда находившихся в городе Свияжск (ныне Зеленодольский район РТ), работы псковских мастеров времен Ивана Грозного. Изумительны по красоте и безупречны по стилистике икона «Богоматерь Одигитрия» (XVI в.),  вобравшая в себя традиции византийской школы, и «Троица Ветхозаветная» (XVI в.), передающая уникальность письма новгородских иконописцев. Выдающуюся историко-художественную ценность представляет икона «Богоматерь Казанская» (XVI в.), имеющая в древности средник с вкладным образом одного из первых списков с явленной иконы Богородицы в Казани.

Используется новый метод экспонирования икон – в специальных конструкциях, имитирующих иконостасы. В первом зале в целях безопасности экспонатов, являющихся памятниками федерального значения, оставлены витрины, конструкции используются только на верхнем ярусе.       

 

Произведения русского искусства XVIII – первой половины XIX веков

В экспозиции XVIII века представлены работы известных портретистов Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Среди портретируемых исторические личности: Петр I, Екатерина II, Павел I. Наряду с парадными, официальными портретами (например, «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» кисти немецкого художника Георга Гроота), представлены  камерные работы талантливых мастеров провинциальной школы – И. Титова, Г. Островского.

Портретный жанр первой половины XIX века представлен полотном В.А. Тропинина «Портрет танцовщицы Т.С. Карпаковой», работой К.П. Брюллова «Портрет архитектора А.М. Горностаева» и работами других мастеров.

Русский пейзажный жанр, вступивший в середине XIX века в пору своего расцвета, представлен произведениями Н.Г. Чернецова, П.П. Джогина, И.К. Айвазовского.

 

 

Монографическая экспозиция работ  Ивана Ивановича Шишкина

В ГМИИ РТ можно познакомиться с крупнейшей, после Третьяковской галереи и Русского музея, коллекцией живописи и графики И.И. Шишкина. Посетителю музея предоставляется возможность проследить эволюцию творчества художника: от ранних работ, созданных в период обучения в Императорской Академии художеств, до произведений последних лет жизни, демонстрирующих яркую индивидуальность мастера. В таких работах как "На покосе в дубовой роще" (1874) и "Вечер в сосновом лесу" (1875)  Шишкин предстает как зачинатель эпического национального пейзажа, как пейзажист-реалист, сумевший передать поэтику переходного состояния природы, неброской красоты наступающих лесных сумерек. Одна из вершин творческого пути Шишкина – картина "Полянка" (1897), нетипичная для шишкинской манеры письма с использованием приемов пленэрной живописи. Звучность и сочность красок, свежесть и смелость мазка, наполненность солнечным светом пронизывают все полотно, обращая зрителя к лучшим образцам  живописи нового времени.


 

Произведения русского искусства второй половины XIX – начала XX века

В этой части экспозиции можно увидеть произведения портретного жанра выдающегося мастера русской живописи И.Е. Репина: «Читающая девушка», «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс», «Портрет артистки Беллы Горской».

Экспозиция русского искусства начала ХХ века наглядно демонстрирует многообразие стилей и направлений искусства этого времени, раскрывая в лучших образцах живописи характерные особенности таких крупных объединений, как «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет». Представлены работы художников объединения «Мир искусства»: А.Н. Бенуа «Ораниенбаум», А.Я. Головина «Маркиза», Б.М. Кустодиева «Дама в голубом». Также в залах представлены произведения «Союза русских художников»: К.А. Коровин «Натюрморт. Розы» и этюд «Лето. Пейзаж», В.А. Серов «Портрет С. М. Драгомировой», И.Э. Грабарь «Утренний чай».

Обращение к эпохе прошлого присутствует в картине С.Ю. Жуковского «Интерьер библиотеки помещичьего дома». Можно увидеть впечатляющее своим масштабом декоративное панно М.А. Врубеля «Полёт Фауста и Мефистофеля».

Полнокровно, мощно представлено в музейной коллекции творчество художников «Бубнового валета» (1910–1917), куда входили М.Ф. Ларионов (работа «Провинциальная франтиха»), Н.С. Гончарова («Шабат»), А.В. Лентулов («Женский портрет»), Р.Р. Фальк («Лиза на солнце», «Женский портрет»), И.И. Машков («Натюрморт. Цветы в вазе»), П.П. Кончаловский («Натюрморт с подносом»), А.В. Куприн («Натюрморт со  шляпой»), В.В. Рождественский «Натюрморт с лампой»), А.А. Осмеркин («Натюрморт с часами»). Основоположник абстрактного экспрессионизма В.В. Кандинский, также принимавший участие в выставках «Бубнового валета», представлен «Импровизацией» 1913 года.

 

Зал западноевропейского искусства

Зал посвящен памяти Андрея Фёдоровича Лихачёва.

Экспонируются произведения мастеров художественных школ Германии, Нидерландов, Фландрии, Голландии XVI–XIX веков.

В экспозиции можно увидеть подлинные шедевры мирового искусства:

Доменико Пулиго «Мадонна с младенцем», «Поклонение пастухов» Леандро Бассано, «Портрет девочки с собакой» (художник круга Изака ван Сваненбурга), пейзажи Яна Порселлиса, Якоба Гриммера, жанровые работы Адриана Ван Остаде.

Представлен в экспозиции также портрет самого А.Ф. Лихачева кисти А.Е. Семенова (копия с оригинала П.А. Рёмера).

 

В залах Главного здания музея всегда можно увидеть, помимо постоянной экспозиции, временные выставки из собраний отечественных или зарубежных музеев, из частных коллекций или тематические выставки из собственных фондов.

 
Написать нам