Постоянные экспозиции

 

Главное здание ГМИИ РТ располагается в двухэтажном казенном особняке усадебного типа, построенном в начале ХХ столетия как резиденция командующего войсками Казанского военного округа. Сегодня это одно из красивейших зданий города, сохранившаяся ограда вокруг него – один из лучших образцов чебаксинских решеток. Со второй половины 20-х до середины 60-х годов прошлого столетия в здании размещался противотуберкулезный диспансер. В 1967 году здание было передано Музею изобразительных искусств ТАССР. К зданию примыкает уютный парк с фонтаном. В глубине парка размещено здание фондохранилища, реставрационных мастерских, научный архив, конференц-зал и др.

«Жемчужины» коллекции:

– памятники древнерусской иконописи XVI столетия;

– произведения европейской гравюры XV–XVII веков (А. Дюрер, Л. Лейденский, Ж. Калло) и живописи XVI–XVIII веков (Д. Пулиго, И. Люттихейс, Н. де Ларжильер, работы мастеров круга Брейгеля, круга Сваненбурха);

– произведения русской живописи XVIII–XIX вв. (Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов, В.А. Тропинин, И.К. Айвазовский, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин, И. И. Шишкин);

 

 

Постоянная экспозиция состоит из нескольких разделов.

 

 

Произведения древнерусского искусства XVI–XVIII веков

В фондах ГМИИ РТ хранится богатая коллекция иконописного искусства, в составе которой иконы, происходящие из храмов Казани, Свияжска и других городов. В залах постоянной экспозиции представлены памятники древнерусского искусства и иконы Нового времени, отражающие развитие русской иконописи. Посетители могут увидеть не только всем известные памятники, но и иконы, которые ранее экспонировались только на временных выставках.

Особое место занимают выдающиеся произведения древнерусской живописи XVI в. из местного ряда иконостасов Успенского собора и Троицкой церкви Свияжска. Историю прославления явленной чудотворной иконы Богородицы в Казани отражают памятники конца XVI–XIX вв. В экспозиции представлены иконы «Богоматерь Казанская» в окладах, выполненных местными мастерами.

В залах экспонируются произведения из собрания Казанской старообрядческой общины Старопоморского согласия. Памятники, находящиеся на временном хранении в ГМИИ РТ, знакомят с ярким художественным явлением в культурном наследии нашего региона.

 

Произведения русского искусства XVIII – первой половины XIX веков

В экспозиции XVIII века представлены работы известных портретистов Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Среди портретируемых исторические личности: Петр I, Екатерина II, Павел I. Наряду с парадными, официальными портретами (например, «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» кисти немецкого художника Георга Гроота), представлены  камерные работы талантливых мастеров провинциальной школы – И. Титова, Г. Островского.

Портретный жанр первой половины XIX века представлен полотном В.А. Тропинина «Портрет танцовщицы Т.С. Карпаковой», работой К.П. Брюллова «Портрет архитектора А.М. Горностаева» и работами других мастеров.

Русский пейзажный жанр, вступивший в середине XIX века в пору своего расцвета, представлен произведениями Н.Г. Чернецова, П.П. Джогина, И.К. Айвазовского.

 

Произведения русского искусства второй половины XIX – начала XX века

В этой части экспозиции можно увидеть произведения портретного жанра выдающегося мастера русской живописи И.Е. Репина: «Читающая девушка», «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс», «Портрет артистки Беллы Горской».

Экспозиция русского искусства начала ХХ века наглядно демонстрирует многообразие стилей и направлений искусства этого времени, раскрывая в лучших образцах живописи характерные особенности таких крупных объединений, как «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет». Представлены работы художников объединения «Мир искусства»: А.Н. Бенуа «Ораниенбаум», А.Я. Головина «Маркиза», Б.М. Кустодиева «Дама в голубом». Также в залах представлены произведения «Союза русских художников»: К.А. Коровин «Натюрморт. Розы» и этюд «Лето. Пейзаж», В.А. Серов «Портрет С. М. Драгомировой», И.Э. Грабарь «Утренний чай».

Обращение к эпохе прошлого присутствует в картине С.Ю. Жуковского «Интерьер библиотеки помещичьего дома». Можно увидеть впечатляющее своим масштабом декоративное панно М.А. Врубеля «Полёт Фауста и Мефистофеля».

Полнокровно, мощно представлено в музейной коллекции творчество художников «Бубнового валета» (1910–1917), куда входили М.Ф. Ларионов (работа «Провинциальная франтиха»), Н.С. Гончарова («Шабат»), А.В. Лентулов («Женский портрет»), Р.Р. Фальк («Лиза на солнце», «Женский портрет»), И.И. Машков («Натюрморт. Цветы в вазе»), П.П. Кончаловский («Натюрморт с подносом»), А.В. Куприн («Натюрморт со  шляпой»), В.В. Рождественский «Натюрморт с лампой»), А.А. Осмеркин («Натюрморт с часами»). Основоположник абстрактного экспрессионизма В.В. Кандинский, также принимавший участие в выставках «Бубнового валета», представлен «Импровизацией» 1913 года.

 

 

 

 

 
Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>