КРЫМ В ГРАВЮРЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Из собрания ГМИИ РТ

Этот раздел выставки составляют посвящённые Крыму видовые и жанровые изображения в искусстве русской гравюры XIX - начала XX века, включая так называемую «россику» (произведения европейских мастеров о России).

Первыми из отечественных мастеров, обратившихся к национальным сюжетам из жизни России, были художники-видописцы. Сопровождавшие экспедиции с целью «снятия видов и костюмов разных народов», они ощущали себя первооткрывателями родной страны, её природы и обитателей. Особое место среди этих художников занимает Емельян Михайлович Корнеев (1780 ? - после 1839), крупнейший мастер русской видовой графики первой четверти XIX века, автор первой большой серии о народах России, созданной отечественным художником и изданной в Европе1. В экспозиции представлен один из этих листов (гравюра Кокере «Крымские татары»), вошедший в знаменитый двухтомный альбом гравюр «Народы России», исполненных по рисункам Е. М. Корнеева и изданный графом К. Рехбергом2 в Париже в 1812 - 1813 годах.

На выставке показаны также гравюры с видами Крыма по рисункам Е. М. Корнеева. Они служили иллюстрациями ко второй части книги П. И. Сумарокова «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», СПб., 18053. Это было одно из первых изданий, посвящённых Крыму вскоре после его присоединения к России. Его автором был Павел Иванович Сумароков (ок. 1767 - 1846), принадлежавший к именитому дворянскому роду, известный государственный деятель и литератор, член Российской Академии наук, один из «первооткрывателей земли крымской». В экспозиции представлено это издание, хранящееся в фондах Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского. Эта книга, как и иллюстрации к ней из коллекции ГМИИ РТ4, происходят из собрания семьи дворян Молоствовых5. На издании имеются экслибрис библиофила и коллекционера Феопемта Львовича Молоствова (1758 - 1817) и автограф (владельческая запись) его племянника, Тавриона Христофоровича Молоствова (1755 - 1844), унаследовавшего его библиотеку.

Написанная в жанре «сентиментального путешествия», введённого в моду Лоренсом Стерном, книга П. И. Сумарокова, содержащая ценные сведения по географии, истории и этнографии Крыма, представляет особый интерес как своеобразный творческий дневник. Он насыщен эмоциональными переживаниями автора, открывающего для себя новый мир с древней историей и совсем иной культурой.

В соответствии с законами жанра «живописного путешествия» издание сопровождается гравированными иллюстрациями, созданными по рисункам, исполненным вовремя вояжа6. Воображение путешественника поражают старые приморские города-крепости, где так тесно переплелась история греков, мусульман, крымских евреев-караимов. На гравюрах, представленных на выставке, можно увидеть Алушту и бывшую столицу Крымского ханства «еврейскую крепость» Чуфут-Кале, древний форпост генуэзцев Балаклаву, изображённую с видом на Сигнальную гавань и стены крепости Чембало; татарское село Бешуи и долину Отузы с её древними виноградниками и остатками крепости, село Куру-Юзень близ Алушты с живописными водопадами, скалами и горными речками. Сочетающие документальность и художественность, крымские пейзажи Е. М. Корнеева исполнены в традициях панорамного пейзажа, ведуты.

Иным предстаёт Крым в офортах Ивана Ивановича Шишкина (1832 - 1898). В отличие от Е. М. Корнеева он не создаёт целостного образа южной природы, с морскими побережьями и уютными бухтами, ему ближе суровая красота крымских скал, стихия камня, его больше занимает пристальное изучение отдельного мотива. Экспозиция включает работы разных лет: от раннего офорта «Скалы» 1870 года, напоминающего северную природу, до поздних оттисков середины 1880-х - начала 1890-х годов («Гурзуф» 1885, «Аюдаг» 1892), где так ощутим интерес к проблемам света, возникший не без влияния солнечных крымских пейзажей и увлечения фотографией.

И. И. Шишкин максимально использовал возможности офорта, прибегая к последовательному травлению, сочетая техники, экспериментируя со способами печати. Офорты его существуют во множестве состояний, фиксирующих процесс работы над доской. Так, например, «Гурзуф» известен в 19 состояниях, варьирующих один и тот же пейзажный мотив при лунном и солнечном свете. На выставке представлены четыре из них7. Основная часть гравюр И. И. Шишкина поступила в музей в 1970 - 1980-е годы, и в их числе редкие оттиски, происходящие из известных собраний В. И. Трапицина и А. Е. Пальчикова.

Мистический образ Киммерии в своём творчестве создал Константин Фёдорович Богаевский (1872 - 1943). Он творил в эпоху художников «Мира искусства», с которыми его связывала «мечта об архаическом», о которой так вдохновенно писал Максимилиан Волошин: «Мечта об архаическом - последняя и самая заветная мечта искусства нашего времени, которое с такой пытливостью вглядывается во все исторические эпохи, ища в них редкого, пряного и с собою тайно схожего»8. В киммерийских пейзажах Богаевского оживает дух старых мастеров, заставляющий вспомнить космический пейзаж эпохи Возрождения, фантастическое освещение северных мастеров дунайской школы и героический пейзаж руин в искусстве XVIII века. На выставке несколько листов из альбома автолитографий 1923 года. Как и многие художники, К. Ф. Богаевский обратился к литографии в начале 1920-х годов. В сложных условиях послереволюционных лет она была наиболее доступной и дешёвой техникой, и вместе с тем, как ни одна другая, она близка авторскому рисунку. Каждый из листов серии самостоятелен. Пейзажи подобны снам наяву, где соединяются реальность и воображение. В этих литографиях, с их удивительной пространственностью, неограниченной далью и глубиной, ощущается вселенский масштаб и пафос сотворения мира, некая изначальная поэзия древности, так свойственная крымскому пейзажу.

Ольга Вербина

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>