Аннотация Дины Хисамовой

«…Оставаться достойным своего предназначения всю жизнь…»

 

Личность Хариса Абдрахмановича Якупова – человека и художника, – является символом высокой чести служения искусству, служения людям. Он был таким не по принуждению, не исходя из конъюнктуры времени, а по велению сердца, по призванию.

Его биография и творческая судьба описаны в огромном количестве литературы о нем. Творчество Хариса Якупова стало объектом внимания искусствоведов и специалистов с самых ранних его шагов в искусстве. Еще в 1940 году картины студента Казанского художественного училища были отмечены в аналитической статье известного московского искусствоведа и художника Н. Машковцева в столичном журнале «Творчество».

После тяжелейших лет Великой Отечественной войны, которую Харис Якупов прошел от первого до последнего ее дня, встретив Победу в Праге, он возвратился в Казань с твердой целью посвятить свою жизнь искусству, стать художником – летописцем истории своего народа.

В 1948 году состоялась первая персональная выставка молодого художника-фронтовика в Казани и был издан каталог, автором вступительной статьи которого выступил корифей казанского искусства, ученик Николая Фешина Василий Кириллович Тимофеев. С 1951 года Харис Якупов становится во главе Татарского отделения Союза художников СССР. Эти же послевоенные годы явились и временем нового возрождения всех видов изобразительного искусства в республике. Харис Абдрахманович организовал работу в Союзе, которая отражала, в свою очередь, и состояние искусства в республике в целом. Как блестящий стратег, Харис Якупов четко структурировал работу Союза по секциям. Здесь регулярно проводились отчеты художников, происходили обязательные обсуждения выставок, на которых подробно разбирались успехи и провалы, сильные и слабые стороны произведений. Он сосредоточил свое внимание на развитии тематической картины, композиционных принципов ее построения, на развитии и обогащении жанров. Особое внимание молодой председатель уделял проблемам развития скульптуры как «важнейшей области изобразительного искусства», которая находилась на тот момент «в крайне плохом состоянии». Х. А. Якупов сделал очень многое, чтобы поднять ее на должный уровень.

Заботы, тревоги руководителя Союза были о многом: о повышении профессионального мастерства художников Татарии, о насыщении их произведений не только литературным или повествовательным содержанием, но и духовной полнотой. Было очень важно, чтобы искусство республики вырвалось из узких рамок местного, провинциального, каким оно оставалось с довоенного времени. Он чутко улавливал изменения, происходившие в творчестве коллег, ободряющим словом поддерживал их, мог направить в нужное русло устремление художника, на общих собраниях высказывал свою точку зрения деликатно, стараясь не ранить самолюбие человека.

Архивные документы, зафиксировавшие в стенограммах и протоколах атмосферу выступлений, дискуссий, споров, отражают события тех лет объективно и бесстрастно. Удивительно, как молодой художник мог точно и емко дать характеристику не только явлению, представить его анализ, но и определял векторы направлений, которые необходимо было сделать для развития изобразительного искусства республики. Результаты всех усилий председателя Союза и его коллег-художников со всей очевидностью проявились уже через несколько лет, когда искусство Татарии на Декадной выставке 1957 года в Москве – своего рода, всесоюзном смотре-отчете, – продемонстрировало тот самый «прорыв», о котором мечтал Якупов.

В творчестве самого мастера в этот период происходит глобальный пересмотр ориентиров. Все свои помыслы он направляет на создание больших тематических полотен, в которых стремится показать образ своего народа через призму прекрасного советского настоящего, той истории, которая формировалась на глазах современников. Темы, которые затрагивает художник в это время, воплощены в картинах, посвященных Г. Тукаю (интерес был связан с первыми отмечаемыми республикой торжествами вокруг 60-летия поэта в 1946 г.), а также – в двух эпохальных работах «Чествование матери-героини», написанной специально к Декаде литературы и искусства ТАССР в Москве, и «Подписание Декрета об образовании Татарской АССР» в соавторстве с Л. А. Фаттаховым. За эту работу авторы были удостоены Сталинской премии. Переломным для обогащения живописного, колористического мастерства Хариса Якупова стала творческая командировка в Северную Корею вместе с туркменским художником Иззатом Клычевым. Живопись Якупова раскрепостилась, обрела свободу и яркость, поднялась на совсем иной уровень. Следование скрупулезной точности натуры, бытописание, некоторая инсценированность композиций безвозвратно ушли в прошлое.

После столь значительных успехов имя Хариса Абдрахмановича Якупова заслуженно вырывается в первые ряды художников Татарстана, а его искусство на многие десятилетия становится визитной карточкой живописи республики.

Творчество Х. А. Якупова – в фокусе внимания столичных искусствоведов. О нем пишет в контексте анализа изобразительного искусства Татарии Н. В. Черкасова в первом комплексном исследовании «Изобразительное искусство Советского Татарстана», приуроченном к декадной выставке 1957 года, а также в первой монографии о художнике «Харис Якупов» (М.: Советский художник, 1960). С конца 1960-х годов С. М. Червонная становится летописцем искусства республики, посвящая свои исследования творчеству мастеров всех видов искусства, впервые собирает воедино картину развития изобразительного искусства края с древнейших времен. О Харисе Абдрахмановиче автор создает монографию, в которой подробно и детально, с глубоким проникновением в материал, анализирует вехи творческого пути мастера. Очень важно, что за основными этапными тематическими полотнами, с которыми Х. Якупов выступал на всесоюзных, зональных и международных выставках, искусствовед выделяла, как основу, живой натурный материал. Именно натура давала питательные соки цвету, воздуху и свету, образам людей и природы в его этюдах, зарисовках и эскизах к большим произведениям. Масштаб личности и творческий вклад художника в искусство Татарстана отражен в многочисленных статьях, монографиях, книгах казанских искусствоведов А. Б. Файнберга, Л. Я. Ельковича, Д. К. Валеевой, Р. Г. Шагеевой.

Художник тщательно и вдумчиво подходил к выбору темы и, практически каждый раз, его «выстрел» оказывался снайперски точным, актуальным, злободневным, обобщающим, символическим. Каждое из его полотен сегодня составляет не только отражение эпохи, но историю жизни людей и страны, с их заботами и радостями, трудом, решением задач, которые ставила жизнь – вставать на защиту Родины, поднимать ее из разрухи, строить новые города. Вечный сюжет искусства – что или как изображать, – никогда не выпадал из сферы внимания большого художника. В своей приверженности реализму, лучшим традициям академической школы Харис Якупов был абсолютно искренен, правдив, непоколебим. 1990-е годы стали очень тяжелыми для поколения советских людей, особенно для тех, кто прошел через Великую Отечественную войну: они стали свидетелями крушения всего того, что являлось сущностью их жизни, идеалов, целей. Но, несмотря на метаморфозы, происходившие тогда в человеческом сознании, на откровенные нападки и попирание реализма в искусстве, на воинствующую вакханалию вокруг всего «советского», несмотря на явления, сопутствовавшие изъятию идеологии из умов российского человека, – Харис Абдрахманович всегда оставался верен себе.

Художник искренне и принципиально не принимал так называемое «буржуазное» искусство: об этом его полотно «Раздумье. Живые и мертвые». Он не только не стеснялся вслух говорить о своих принципах, но доказывал их жизнестойкость, их универсальность и своими произведениями, и своими книгами (он – автор шести монографий и огромного количества критических и аналитических статей об искусстве в столичной и республиканской печати), в которых он размышлял о том, «легко ли стать художником» и о многих других проблемах бытия. В этих книгах мастер предстает человеком широких, энциклопедических знаний о мировой культуре, о мастерах Возрождения и великих реалистах разных эпох, он анализирует такие эстетические категории как цвет, рисунок; он предстает как путешественник, который исследует другие города и страны и запечатлевает их образы в своих этюдах и картинах, или – как пытливый наблюдатель природы, физические явления которой преображаются на палитре мастера чудесными сочетаниями тона и цвета.

Вообще, художник с самых ранних своих шагов в искусстве осознавал собственную миссию в этом мире, он понимал значимость произведений искусства, силу их воздействия на умы и души, свою ответственность перед будущим – отсюда его скрупулезность и педантичность, которая имела свои уникальные, присущие только этому художнику, проявления. Создавая то или иное произведение, он работал неистово, из-под его кисти и карандаша выходили порой десятки эскизов и этюдов, варианты композиционного решения картины. Весь свой подготовительный материал художник сопровождал подробными записями, дополнениями, комментариями, описаниями в виде пометок и указаний, каким должен быть цвет, тон, контраст, подписывал имена портретируемых персонажей, которые ему служили моделями для той или иной картины, иногда давал краткое описание дня, события; он будто вел летопись и создавал свой обширный архив для потомков с тем умыслом, чтобы будущим исследователям были наиболее ясны и открыты и авторский замысел, и логика создания того или иного произведения.

Еще одной особенностью художника была преданность собственному творчеству и абсолютное служение своему народу, своей республике, которые он понимал достаточно прямолинейно и бескомпромиссно: ни одно свое произведение за всю свою большую творческую жизнь художник не продал ни в музейные коллекции за пределами республики (за некоторым исключением), ни в частные руки. Все основное художественное наследие Хариса Абдрахмановича Якупова сосредоточено в собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (около ста пятидесяти единиц хранения живописи и графики), некоторых других музеях Татарстана, а также в собрании семьи художника.

Великое наследие Мастера – это не только сами произведения живописи и графики. Это еще целый ряд крупнейших проектов, созданных для Татарстана. Невозможно не выделить его самое непосредственное участие, главную роль во многих событиях культурной жизни, в их реализации.

Среди самых значимых событий, которые состоялись благодаря активному, живейшему участию Х. А. Якупова – создание Музея изобразительных искусств ТАССР, организация зональных выставок «Большая Волга» и их проведения в городах Поволжья, статус которых в ту эпоху был колоссальный. Это многолетняя подготовка «почвы» для организации в Казани художественного ВУЗа (долгожданное открытие казанского филиала Московского Государственного Академического художественного института имени В. И. Сурикова состоялось в 2008 году). К наиболее значимым вехам культурной жизни республики относится строительство Дома художника и мастерских для живописцев, графиков и скульпторов в 1960–1980-е годы, строительство Выставочного зала Союза художников Татарии, организация и руководство первой среди автономных республик страны Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР, организация работы отделений Художественного фонда в городах Татарии – Альметьевске, Бугульме, Набережных Челнах, Нижнекамске, Лениногорске, регулярные, осуществлявшиеся десятилетиями поездки художников республики на творческие дачи Союза художников СССР…

В этих вехах и событиях культурной жизни Татарстана отражены годы жизни и огромный труд, бесценный вклад душевных и моральных сил художника и председателя Союза Хариса Якупова. Он, не считаясь с собственным временем, интересами, собственным творчеством, в высоких кабинетах отстаивал право татарского художника на достойный труд, право творца и зрителя на достойные выставочные залы для произведений искусства, право творческой молодежи получать специальное художественное образование у себя в республике для развития и процветания национального изобразительного искусства.

 

                                                                     Дина Хисамова,

кандидат искусствоведения

 

 

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>