Выставочный проект «МУЗАПЛАЧА»
с 03 августа 2023 по 03 сентября 2023

12+, лицам от 12 по 17 лет вход свободный (посетителям 12-13 лет необходимо сопровождение родителя / опекуна или педагога в составе группы)

Купить билет онлайн (доступно по Пушкинской карте)

В центре проекта МУЗАПЛАЧА – всемирно известный поэт Серебряного века Анна Андреевна Ахматова, она же «царица русской поэзии» ХХ века, она же  великий советский поэт А.А. Ахматова. Проект получил название по одноименному стихотворению Марины Цветаевой 1916 года, посвященной Ахматовой.

Основную часть экспозиции составят офорты московского художника Светланы Ланшаковой, созданные по мотивам жизни Ахматовой. Среди других произведений – арт-объекты и инсталляции, картины из фонда ГМИИ РТ, а также подлинные вещи Анны Ахматовой из Московского дома Ахматовой.

Проект –  ассоциативная перекличка прозы, поэзии и искусства офорта. Исполнитель – известный художник-график Светлана Ланшакова, выстраивающая остроэмоциональные диалоги с поэтами, определившими лицо прошлого века: Анной Ахматовой и Иосифом Бродским. Иными словами – это  взаимодействие слова и линии, ритма и цвета, страдания и сострадания.

Выставка, состоящая из трех частей, выстраивается по принципу диалогов поэмы «Реквием» Анны Ахматовой и заупокойной мессы «Реквиема» Вольфганга Амадея Моцарта (Часть I. Реквием); черновика письма Анны Ахматовой Иосифу Бродскому и графического автопортрета Бродского (Часть II. Автограф); Николая Гумилева&Анны Ахматовой и Михаила Ларионова&Наталии Гончаровой (Часть III. Дорогая Аничка. Книга художника).

В экспозиции «звучит» визуальная перекличка офортов Светланы Ланшаковой с оригиналами, подлинными раритетами ХХ века: (1) черновиком письма Анны Ахматовой для передачи отбывавшему наказание (за тунеядство) в селе Норенское Иосифу Бродскому; (2) двух автографов самого Бродского «Автопортрета с птицей и лирой» и «Авто-экслибриса», а также (3) литографий Наталии Гончаровой с маргиналиями Николая Гумилева, мужа Анны Ахматовой. В 1919 году в Париже муж Гончаровой Михаил Ларионов передал Гумилеву три литографии Гончаровой в подарок Анне Ахматовой. Имена двух великих художников ХХ века соединились с именами двух великих поэтов ХХ века в главном экспонате выставки – книге художника liver d’artiste «Дорогая Аничка» (офорты Светланы Ланшаковой, оформление мастера переплета Ивана Пискова).

Две картины из коллекции ГМИИ РТ – живописные шедевры Н.С. Гончаровой («Шабат (Евреи)» и М.Ф. Ларионова («Провинциальная франтиха»). а наряду с ними подлинные предметы, принадлежавшие Анне Андрееве, переданные для выставки Московским домом Ахматовой (пресс-папье, чернильница и будильник из комнаты Ахматовой в доме Ардовых, близких к Анне Андреевне людей, у которых бывал и Бродский), создают иллюзию прикосновения к прошедшим, закрепившимся в вечности эпохам: Серебряному веку, русскому авангарду, советскому ГУЛАГу, хрущевской Оттепели, борьбе с инакомыслием и мировым признанием русской культуры.

Проект «МУЗАПЛАЧА» – это о рыдающей, скорбящей, сострадающей музе поэта Анны Ахматовой. Обращения  Марины Цветаевой в стихотворении «О, Муза плача, прекраснейшая из муз…» и Иосифа Бродского к Анне Андреевне в эссе «Муза плача» как к поэту и к выдающейся личности имели в виду, во-первых, «плач» в значении выражения глубокой, сродни религиозной, скорби. А во-вторых, не без оснований принято полагать, что поэт нередко обретает подлинное вдохновение в обостренном состоянии сострадания, скорби, горевания, печали и страдания. Иными словами, подлинная поэзия рождается именно тогда, когда муза поэта сопереживает где-то рядом. 

Надеемся, офортный проект «МУЗАПЛАЧА», импульсом для которого послужили жизнь и творчество Ахматовой и Бродского, окажется близок как любителям изысканной графики, так и почитателям поэтических гениев ХХ века.

                                                              Натэлла Войскунская, куратор

                                                                                                                                           

Автор идеи, куратор и продюсер Натэлла Войскунская                                                                 

Офорты –  Светлана Ланшакова

Книга художника (livre d’artiste): Светлана Ланшакова, Иван Писков, Натэлла Войскунская                                                    

Дизайн экспозиции – Светлана Ланшакова  при участии графического дизайнера Андрея Кутьина

Репортаж «Вести Татарстан» с открытия выставки

Репортаж «Вечерней Казани» с открытия выставки

 

 

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>