Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
23 ноября в 18.00 в Национальной художественной галерее "Хазинэ" - следующая лекция в рамках IV биеннале печатной графики "Всадник". Ольга Георгиевна Вербина, искусствовед, хранитель графики ГМИИ РТ расскажет подробно о классических техниках печатной графики и научит их различать. 
Проект «КВАДРАТНЫЙ МЕТР»
с 28 января 2016 по 25 февраля 2016

С 28 января  по 28 февраля 2016 года в Зале графики Галереи современного искусства выставляется клубный проект Творческого Союза Художников Саратовской области  «КВАДРАТНЫЙ МЕТР» 

 

Вообще-то, квадратный метр – это не про искусство. Оно, искусство, так не измеряется. Первое и очевидное, что приходит в голову – жилье, недвижимость. И здесь квадратный метр может стоить гораздо дороже картины аналогичного размера. Разве это правильно? Квадратный метр, содержащий переживания и размышления автора, самых разных авторов уникален и бесценен.

        Но, есть ещё квадратные метры жилья и мастерских, которые нужно оплачивать, где, собственно, создавать и хранить те самые произведения, квадратные метры галерей и выставочных залов, которые нужно заполнять. Выставка, предложенная Саратовским отделением ТСХР,  предполагает объединить в одну экспозицию совершенно разных авторов, которых связывает не общее отношение к миру, не близкие техники или идеи, а всего лишь формат. Занять/заселить свой квадратный метр, как небольшую, но частную, индивидуальную территорию искусства. Соседство не простое, но нет сомнений, что на общей территории для всех художники не поругаются.

     В выставке принимают участие 40 фотографов и художников из Саратовской области и других регионов России.

    Руководитель проекта Сергей Кармеев - председатель Саратовской региональной общественной организации "Творческий Союз Художников Саратовской области".





 

ФОРМА + ФОРМА

Один квадратный метр. Много это или мало, чтобы вместить мир художника? Ответ на этот вопрос даёт выставка с названием «Квадратный метр», которую организовал «Творческий Союз Художников Саратовской области». Созданный не так давно в Саратове, Союз действует активно, генерируя идеи и воплощая их. Вот и идея «Квадратного метра» была принята и реализована.

Не связанное единым стилем творчество художников этого объединения разных поколений, даёт достаточно широкую картину развития искусства в Саратове. Язык, который используют авторы, разнообразен: от классических вариаций и традиций русской и, конкретно, «саратовской», школы до широкого использования мирового наследия и радикальных авангардистских течений.

Поиск собственного пути особенно чётко виден в стандарте выбранного формата – квадратного метра. Единая структура в данном случае – суть ячейка, в которую каждый художник поместил свои мысли и переживания, экспрессию или равновесие, чётко построенную форму или всплеск рефлексии. Здесь решаются задачи как чисто технического характера, так и изобразительного метода, в результате чего можно увидеть оригинальные подходы к выбору материала, обращение к дизайну, применение новейших цифровых технологий, смешение, казалось бы, не сочетаемых материалов наряду с использованием традиционных средств живописи, графики, фотографии.

В выставке принимают участие опытные мастера Виктор Чудин, Ольга Пеганова (живопись), Любовь Горячева (графика), Сергей Кармеев и Михаил Гаврюшов (фотография), демонстрируя высокий уровень профессионального мастерства и задавая высокую планку. Их работы – точка отсчёта для более молодых авторов, которые получают таким образом возможность совершенствовать своё мастерство, профессиональные навыки, расширять поиски воплощения своих идей, в которых нет недостатка.

Виктор Чудин – патриарх саратовской живописи – один из самых ярких художников, работающих преимущественно в технике акриловой живописи. На выставке представлена его удивительно гармоничная пятичастная композиция «Перемещение» из серии «Формула цвета», построенная на чётком и ясном ритме линий, форм и цвета. Законченная красота знака содержится в перемещающихся, словно в магическом танце, женских фигурах.

Персонажи Ольги Пегановой обитают в странном и недобром мире. Этот мир притягателен и ужасен. Монохромность живописной поверхности, замедленность ритма словно не выпускают персонажей из своих липких объятий. Забавность происходящего лишь кажущаяся – младенец, сидящий на неудобном круглом столике, как огромная статуэтка, воспринимается менее живым и любимым, чем кошка, уютно устроившаяся на диване. В работе «Игра в карты» персонажи сливаются с мебелью и драпировкой, что создаёт иллюзию, что комната сама играет в карты.

Оригинальная графика Любови Горячевой представляет рисунок пером. Обладая высокой техникой, острым поэтическим восприятием мира, невероятной работоспособностью, она миллиметр за миллиметром заполняет плоскость листа штрихами, которые, кружась и наклоняясь, собираются на бумаге в изображения. Фигуры формируются из светотеневой среды, превращая плоскость листа в зыбкое пространство то ли снов, то ли воспоминаний.

Из художников следующего поколения на выставке представлен Алексей Карнаухов. Его творчество питается из источника русского авангарда начала XX века. В основе ранних работ Карнаухова прослеживалось влияние творчества М. Ларионова, Н. Гончаровой. В произведениях А. Карнаухова, представленных на этой выставке, можно увидеть новую экспрессивную линию в его творчестве, замешанную на научной фантастике братьев Стругацких. В них чувствуется дыхание мироздания, пульсация космоса. Карнаухов изображает придуманные им знаки, загадочные миры, в которых живут некие существа. С присущей художнику иронией, он назвал это направление в своём искусстве «астро-арт». Красота реального мира всегда притягивала художников. Но реальность у каждого своя. Она такая, какой её видит художник. Преображённая его восприятием, она может быть странно пустынной, звенящей, сконцентрированной (Диана Мачулина, Галия Кушкумбаева, Вячеслав Курсеев, Александр Зиновьев. Павел Жуков), почти сюрреалистической, вибрирующей (Наталья Рогулина). В этой реальности происходят события, существуют люди. Монументальность образов и композиции являются определяющими для Марины Гамаюновой. Женский образ в картине «Молоко» сродни в своей спокойной и величавой красоте образам мадонн в искусстве Возрождения. Любопытное решение темы войны-смерти-вечности предлагает триптих Белозерова Валентина «Поле брани». В этом варианте реальность ощущений достигается использованием абстрактного приёма живописи, композиции и реальных рваных отверстиях в металле.

«Солнце свободы» с портретом Че Гевары и изображением обнажённой смуглой девушки с силиконовыми губами – шутка, выполненная средствами живописи Голубцовым Андреем. Вспоминаются плакаты 1960-х годов «Свободу народам Африки!». Но здесь политический пафос сменяется озорством поп-арта.

 

Считалось, что у художника с фотокамерой меньше возможностей, чем у художника с кистью и карандашом. Но в действительности, с появлением фотографии в 19 веке, изобразительное искусство и фотография влияли друг на друга. И всё-таки фотографии пришлось долго доказывать свою принадлежность к визуальному искусству, а не просто к репортёрской фиксации событий. Так было ещё двадцать лет назад. Но теперь у фотокамеры больше возможностей, больше изобретено приёмов для способов передачи своего видения мира, его объективной и субъективной красоты. На выставке «Квадратный метр» представлен сильный блок произведений художников – фотографов, работающих с обычной камерой и цифровой.

Сергей Кармеев – один из ведущих фотографов Саратова. Про его работы не скажешь, что на них остановлено мгновение. Они монументальны и грандиозны. Геометрические формы символичны и полны жизни. В работе «Атомное сердце», при изображении промышленного цеха художник достигает эффекта живого организма. Стена с окном становится грудной клеткой, а станок – металлическим сердцем.

Михаил Гаврюшов работает как график, художник-конструктор в театре, художник-фотограф, инсталлятор. На его фотографиях натюрморты-инсталляции, в которых художник выступает как режиссёр, ставя спектакль с предметами-актёрами. Предметы становятся живыми, но замершими перед объективом.

Руслан Нургалиев – мастер композиции линейных структур. Но в данных работах его камера зафиксировала в бесконечном природном орнаменте травы и цветов удивительную законченность кадра. Композиции на фотографиях Юрия Набатова – запечатленные им в архитектуре мотивы геометрического абстракционизма. В серии «Hyperliquid» Артёма Коренюка динамика цветовых потоков воды наводит на мысль об экспрессивной абстракции в искусстве фотографии. Через объектив Михаила Глыжева мы видим поэтическое восприятие мира: красоту природы, вибрацию светотени и остроту линий силуэта, скульптурную лепку объёма. Екатерина Иконникова на примере одной модели демонстрирует умение профессиональными приёмами, имитирующими графические техники, показать разное состояние и грани характера. Тема движения полёта валькирий (Вадим Федотов) находит активное продолжение в структурах компьютерной графики Антона Батишева.

Татьяна Минтан и Ольга Кочедыкова давно работают над темой детства. В работах, представленных на выставку Минтан, детство – прекрасная пора. Когда детям кажется, что весь мир принадлежит им. У Кочедыковой – главная тема – контраст между изображением невесомой и трепетной фигуркой девочки в белой балетной пачке и разрушающейся кирпичной постройкой в старом дворе. Надо заметить, что есть в этом сопоставлении особая эстетика без драматизма.

Алексей Трубецков – художник идеи. И воплощает её он оригинальными способами. На этой выставке представлена его серия «Вавилон forever», затрагивающая проблемную тему градостроительства и выполненная в смешанной технике (акрил по фотографии).

В сложной смешанной технике работает Александр Дроздин. Его композиции в сложной цветовой тональности, орнаментике, отражениях наводят на мысль о магических обрядах где-нибудь в Индонезии или на другой планете. Он будто иллюстрирует мифы и легенды, неизвестные до сих пор или придуманные им самим.

Композиции Алины Белоусовой собраны из, казалось бы, самых неподходящих для этого предметов, но составленные и полученные формы точны и красивы. В них есть и техно-орнаментальность и ощущение биологической жизни.

REPA- единственная группа, принимающая участие в выставке. Их арт-объекты – вызывают улыбку. Подобранные и скомпонованные предметы визуализируют ироничную идею, вложенную в каждый объект, и представляют законченные и красивые композиции, структурные и объёмные.

Особенностью выставки «Квадратный метр» является общность непохожих художников разных поколений и направлений в искусстве, дающая импульс к развитию ими своего творчества и поиску новых путей в искусстве.

 

Елена Слухаева. Из вступительной статьи к каталогу выставки «Квадратный метр»

 

 
Написать нам