В 2023 году исполнилось 100 лет двум художественным региональным объединениям бывшей Казанской губернии – Татарского филиала Ассоциации художников революционной России (ТатАХРР) и Татарского отделения Левого фронта искусства (ТатЛЕФ). Сиюминутность, частая конъюнктурность и плохая материальная база в работе этих объединений, привела к плохой музейной сохранности их наследия, и, как следствие, большим пробелам в изучении этого этапа в истории изобразительного искусства ТАССР.
В последние десятилетия очень востребованными оказались художники регионального авангарда, у них есть выставочная и исследовательская история, а художники-реалисты 1920-х все еще остаются на обочине интереса. Сегодня важно сместить оптику взгляда, чтобы, наконец, увидеть явление в полном объеме, во всех его противоречиях и достижениях.
ТатАХРР и ТатЛЕФ являлись антагонистами по своей идеологии и художественным принципам и определили противостояние художественных сил на несколько лет, однако, чуть позднее эти различия были нивелированы, а оба объединения, после некоторых трансформаций, сошли на нет. Однако отголоски «левых» конструктивистских экспериментов можно было увидеть в более поздний период в книгоиздательской деятельности, на международных выставках в США и во Франции в начале 1930-х. ТатАХРР, как филиал союзной организации, пережил критику и эволюцию на рубеже 1920-1930-х гг., впоследствии став основным ядром организованного в 1935 году единого Союза художников ТАССР.
Основной точкой схождения разнородных творческих сил была бывшая Казанская художественная школа, пережившая после революции несколько трансформаций от художественных мастерских, института и, наконец, к техникуму. Возникшая в конце 19 века, школа развивалась под патронажем Академии художеств. Определенный консерватизм в преподавании компенсировался наличием блестящих педагогов – Н. И. Фешина, П. П. Бенькова, П. С. Евстафьева. Нельзя не назвать мастера, который работал в школе почти с ее основания – Г. А. Медведева и преподавателя истории искусств Павла Радимова – поэта и художника, активного общественного деятеля, одного из основателей АХРР. В Казани также трудились учителями рисования академисты А. М. Кокорев и И. А. Денисов. Мастерская реалиста Фешина намного превосходила по своему численному составу мастерские «леваков» Б. Комарова, М. Меркушева, П. Мансурова, С. Федотова, И. Никитина, а потом К. Чеботарева и А. Платуновой, где рождалось экспериментальное искусство. Живопись после отъезда Фешина продолжал преподавать реалист Павел Беньков, а также некоторое время – Н. Сапожникова, В. Щербаков, В. Тимофеев. А в противоположность им в мастерских преподавали и одновременно учились К. Чеботарев и А. Платунова, А. Кашаев, М. Барашов и др.
В бывшей школе учили не только живописи, но и скульптуре (В. Богатырев, Г. Козлов и более «левая» А. Ливанова-Кузнецова), декоративно-прикладному искусству и архитектуре. Архитектором был ректор мастерских Федор Гаврилов, благодаря которому лефовцы имели здесь моральное и некоторое организационное преимущество. Наиболее ярким и полным стало наследие графических мастерских, под руководством, последовательно - Н. Шикалова, И. Плещинского, К. Чеботарева и А. Платуновой. Однако, после смерти Ф. Гаврилова в 1926 г. баланс начал меняться в пользу реалистов-ахровцев. Но еще до конца 1920-х в учебном заведении не было духа консерватизма и академизма, несмотря на то что к этому моменту, по разным причинам, разъехались самые знаковые преподаватели. Но к этому моменту относится приезд выпускника ВХУТЕМАСа Баки Урманче (1926-1929), нового заведующего учебной частью, а впоследствии и и.о. руководителя техникума. Благодаря ему ярче засияли имена татарских художников.
На этом фоне и разворачивались нешуточные «бои» между «левыми» и «правыми», ахровцами и лефовцами. В состав ТатЛЕФа входили такие художники, как К. Чеботарев, А. Платунова, Ф. Тагиров, А. Коробкова и др. Ядро ТатАХРРа представляли художники-реалисты, которых изначально было больше. Входили в него В. Тимофеев, Г. Медведев, Н. Сокольский, П. Сперанский, И. Князьков, М. Васильева, Е. Частихина, Н. Христенко и др. Многим из будущих реалистов не чужды были «левые» эксперименты. Так, активным членом ТатАХРР оказался вчерашний футурист и друг по КХШ А. Родченко Игорь Никитин. «Правоверным» реалистом стал член графического объединения «Всадник» Николай Сокольский. Исследовал визуальные возможности нового искусства Джагфар Булат, впоследствии известный татарский иллюстратор книг. Экспрессией и упрощением форм отличаются ранние живописные работы ученика Фешина Василия Тимофеева, одного их первых ахровцев, испытавшего также и влияние А. Дейнеки. Можно долго перечислять художников, переживших своеобразную творческую эволюцию. Они все жили в одно время и создавали вместе новое искусство. Работая бок о бок, имея разные программные задачи (а такие ли уж разные?), художники должны были вместе сосуществовать, переживая антагонизм и неожиданные союзы. Справедливости ради отметим, что местные лефовцы были несколько консервативны, не отличаясь радикальностью столичных художников, возможно поэтому их деятельность так часто пересекалась по своим задачам с местными ахровцами. Так, молодые казанские архитекторы организовали Объединение молодых архитекторов (ОМА), став частью московского Объединения современных архитекторов (ОСА). Художники, ориентировавшиеся на производственное искусство, также провозгласили свою сопричастность ОСТу (Общество художников-станковистов) в «Декларации пяти».
Выставочный проект строился как модель конкурсной выставки Казанских мастерских «Труд и быт трудящихся». В ней нашли свое отражение темы, по которым работали учащиеся и их педагоги: исторические события, НЭП, сельское производство, потребкооперация, быт и культура, просвещение, спорт, жизнь военных и т.п. Выставка создает визуальный образ времени, показанный глазами студентов и преподавателей казанских мастерских. Чтобы яснее был понятен культурный контекст времени, местные объединения показаны на фоне произведений некоторых столичных художников. По каждой тематике будут показаны региональные художники обоих направлений, а вместе с ними работы известных лефовцев и ахровцев — Родченко, Маяковского, Радимова, Котова, Модорова, Кацмана и др.
Интересно, что возглавляли центральный АХРР выпускники казанской художественной школы – А. Григорьев, П. Радимов, П. Котов, Ф. Модоров, а одним из главных ЛЕФовцев также был бывший «казанец» А. Родченко. И вот именно им довелось принять участие в строительстве двух ключевых, разнонаправленных художественных объединений, а потом часто пересекаться в деле «культурного строительства» и на общих выставках. В регионах такого рода сотрудничество было гораздо более тесным.
В 1932 г. многочисленные художественные группировки были распущены в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Вскоре был образован Союз советских художников с региональными подразделениями, в том числе, в ТАССР, творческая идеология была унифицирована.
Проект призван актуализировать культурное и историческое наследие, связанное с искусством реализма и «левого» искусства 1920-1930-х гг., сыгравшего ключевую роль в развитии культуры народов Поволжья.
Ахметова Дина, куратор