Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
Уважаемые посетители! 26 июня Галерея современного искусства ГМИИ РТ по техническим причинам будет закрыта для посещения. Главное здание по улице Карла Маркса, 64 закрыто на ремонт до октября 2019 года.      
Егор Плотников "Минута до пробуждения"
с 29 марта 2019 по 12 мая 2019

«Минута до пробуждения» Егора Плотникова

Галерея современного искусства ГМИИ РТ представляет первую в Казани персональную выставку Егора Плотникова «Минута до пробуждения» (Москва). Егор Плотников родился в городе Киров. В 2000 г. окончил Вятское художественное училище им. А. А. Рылова, в 2006 г. – Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (мастерская П. Ф. Никонова). В 2006–2010 гг. стажировался в Творческих мастерских Российской Академии художеств (под руководством С. П. и А. П. Ткачевых). Награжден медалями Российской Академии художеств и Московского Союза художников. С 2006 г. – член Московского союза художников. Участник выставок с 1994 г., в том числе в России, Италии, Бельгии, Англии, Германии. Произведения находятся в частных собраниях в России и других странах, а также в коллекциях Российской Академии художеств, Российского Фонда культуры, Фонда М. Горбачева, Московского союза художников и российских региональных музеях.

Егор Плотников работает в области фигуративной живописи и скульптуры. Живопись и скульптурные объекты часто представлены в виде комбинированных произведении и инсталляции. Художник исследует тему реального пейзажа как социального ландшафта и живописного пейзажа, как «музейного» жанра, существующего на периферии актуального культурного поля. Изображая на холстах пустыри, обочины и буферные зоны, находящиеся на границе человеческого обитания и дикой природы, художник перемещает персонаж картины – скульптуру зрителя – за пределы живописной плоскости. Произведение искусства начинает смотреть само на себя. Живопись больших форматов нередко «сжимается» до маленьких «незначительных» пейзажных фрагментов, а персонажи-скульптуры начинают «прятаться» от зрителя. Пустая стена/ холст/лист и пространство зала становятся сильным коммуникационным полем и важной частью произведения.

Именно этот принцип положен в построение выставки «Минута до пробуждения», где будут представлены живописные работы, в том числе написанные по мотивам путешествия художника в Свияжск, а также скульптура в технике папье-маше, сопровождающая живопись и состоящая с ней в нарративной связи.

Говоря о данном проекте Егора Плотникова, стоит начать с введения в терминологию не-места это – «отчужденные» зоны, существующие без какого бы то ни было внятного экзистенциального наполнения. В обычной ситуации не-места предполагают очень ограниченные возможности взаимодействия с ними. По словам куратора проекта Натальи Панкиной (Москва), в проекте «Минута до пробуждения» художник смещает точку наблюдения: вместо мира вокруг себя зрителю предлагается увидеть себя в неком другом мире, отождествить себя с условным героем, который будет жить за него в альтернативной реальности. Зритель становится одновременно наблюдателем и наблюдаемым, как это происходит, например, в компьютерной игре: скульптура по отношению к пейзажу расположена таким образом, что зритель вынужденно отождествляет себя с ней; скульптура становится персонажем, за которого зритель невольно начинает «играть», перемещаясь по выставке и погружаясь в изображенные художником пространства.

Во время подготовки экспозиции художник создаст из папье-маше большую фигуру спящего зрителя, которая станет центральной фигурой проекта. Скульптура призвана отсылать зрителя не столько к фактическому состоянию сна в музее (хотя, говорят, многие мечтают остаться в музее на ночь), сколько к разладу когнитивных функций, который, в том числе, характеризует взаимодействие человека с не-местом и, часто, неподготовленного зрителя – с музеем. Очнется зритель только тогда, когда перед его персонажем загорится табличка «выход».

Художник ставит перед нами вопрос: возможен ли сегодня непосредственный прямой контакт зрителя с искусством и человека с реальным пространством? 

 

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть>>>