Выставки
Возрастное ограничение
Национальная художественная галерея,
г. Казань, Казанский Кремль, Музейный комплекс "Хазинэ", 3 подъезд
+7 (843) 567-80-43
Стоимость билета
Вход по единому билету на все выставки галереи: от 300 до 600 рублей, либо по отдельному билету на выставки 3 этажа галереи: от 250 до 450 рублей; лицам младше 18 лет вход свободный, лицам младше 14 лет требуется сопровождение родителя, лицам от 14 лет требуется предъявить паспорт на кассе.
Как можно приобрести билет?
Билет можно приобрести на кассе галереи.
Выставка будет открыта для посещения с 21 февраля по 31 декабря в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ.
Выставка «Рождение узора. Татарское декоративно-прикладное искусство» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ отражает богатое разнообразие произведений, представленных в коллекции ГМИИ РТ. Коллекция народного татарского декоративно-прикладного искусства в собрании ГМИИ РТ насчитывает около 1000 произведений, созданных во всех художественных направлениях, существующих в рамках данного вида искусства: ткачество, вышивка, золотное шитье, кожаная мозаика, керамика, ювелирное искусство. Коллекция сложилась во второй половине ХХ века путем сбора материалов в экспедициях, предпринятых сотрудниками музея в 1960-1970-е гг., а также за счет приобретения у профессиональных мастеров.
Один из разделов выставки посвящен убранству национального костюма. В его ансамбле ювелирные украшения гармонично сочетаются с золотошвейной вышивкой на головных уборах, камзолах, обуви. Полихромия в тканях, вышитых орнаментах удачно сочеталась с разноцветной мозаичной обувью – ичигами (читек). Узор ичигов создавался путем сшивания различных кусочков кожи оригинальным швом («казанский шов») встык, в результате чего создавалась необыкновенно красочная и богато орнаментированная композиция. Раздел дополняют элементы внутреннего убранства татарского жилища, для которых также были характерны праздничность и нарядность. Тканые занавески, покрывала, полотенца и ковры занимали большое место в оформлении интерьера. Для декорирования тканей использовали все известные техники ткачества – закладную, браную, выборную и самые разнообразные материалы – лен, шерсть, шелк.
Наряду с традиционными предметами декоративно-прикладного искусства в экспозиции представлено искусство каллиграфии. На рубеже XIX-ХХ веков в Казани сформировалась целая плеяда выдающихся каллиграфов, таких как Госман Салиев, Мотахир Яхья, братья Ахметовы и т.д. Ясность и элегантность почерка, изящество картушей, а также благородное сочетание глубоких по тону цветовых фонов (синего, желтого, темно-красного), оттененных контурами серебряной фольги – несомненные достоинства каллиграфа.
Декоративное искусство казанских татар выступает как сложносоставное целое, включающее в себя элементы двух культур – ремесленно-городского населения и степных кочевников прошлого. Это обусловило многообразие художественных и технических приемов формообразования и узоротворчества, определившего уникальность художественного языка. В то же время при различиях в стиле его отдельных видов искусство характеризуется единством процессов общего развития, целостностью своего содержания.
