Возрастное ограничение
Галерея современного искусства,
г. Казань, ул. Карла Маркса, 57
+7 (843) 238-43-27
Лекции будут проходить по четвергам в 18:30.
Стоимость абонемента на четыре лекции: 1200 рублей.
Стоимость посещения одной лекции: 350 рублей.
В стоимость билета входит посещение выставки «Век авангарда. Золотая коллекция. Пять поколений» (выставка открыта до 3 ноября).
Цикл лекций посвящен некоторым малоисследованным страницам в истории казанского авангарда 1920-х. К поколению художников этого времени относятся как хорошо известные мастера - Александр Родченко, Варвара Степанова, Фаик Тагиров, Александра Платунова, Илларион Плещинский, так и забытые художники - Джагфар Булат, Степан Федотов, Виктор Бадюль, Алексей Иорданский. Время, в которое они жили, отличалось бурными художественными исканиями, создавалось новое, экспериментальное искусство, однако, судьба художников и их наследия сложилась по-разному. Поговорим о новых исследованиях в истории изобразительного искусства Татарстана и о малоизвестных сюжетах в этой истории.
Лекции прочитает главный научный сотрудник музея, искусствовед Дина Ирековна Ахметова.
10.10 - Варвара Степанова – муза русского авангарда (1894 - 1958). К 130-летию со дня рождения
Художнице и дизайнеру, представительнице конструктивизма, жене и соратнице Александра Родченко Варваре Степановой в этом году
исполняется 130 лет. Ее без преувеличения можно назвать «музой» не только знаменитого мужа, но и русского авангарда. Ее путь к всемирной славе начинался именно в Казани. Поговорим об этом ее раннем периоде жизни: учебе в Казанской художественной школе, истории знакомства с будущим мужем, начале пути в искусство. Варвара Степанова была известна как выдающийся новатор в живописи, графике, сценографии, книгоиздании, художник по текстилю, поэтесса.
Приобрести билет онлайн на лекцию
31.10 - Музы и пушки Джагфара Булата (1903-1981)
Джагфар Булат трижды начинал учиться в Казанской художественной школе, но по разным причинам уходил. В основном это было связано с
военной службой. В начале 1920-х гг. он оказался на Туркестанском фронте. Там им была создана замечательная графика, посвященная жизни и быту туркмен. После окончания Гражданской войны и мобилизации Дж. Булат снова начинает учебу в бывшем Архумасе. Тогда им были созданы лучшие его работы, динамичные, с острыми ракурсами, сцены революционных боев. Стилистика их выдает влияние К. Чеботарева, тогдашнего наставника молодых художников. Вскоре художник снова попадает в Красную Армию. Все творчество Дж. Булата можно назвать двойственным, военная тематика в нем соседствовала с лирической линией. Как же сочеталось в нем искусство войны и мира?
14.11 - Творчество по ту сторону реального. Сказки в творчестве И. Плещинского, А. Платуновой, С. Федотова, В. Бадюля, А. Иорданского
Казанские художественные мастерские 1920-х гг. славились своим графическим искусством, всеобщее признание получило наследие
объединения «Всадник». С течением времени менялись художественные приоритеты, появлялись новые мастера, для которых одной из важнейших задач тех лет было практическое назначение искусства. Но и в те времена функционального творчества художники находили возможность ухода из реального мира в художественный, фантастический, сказочный. Поговорим о художниках, занимавшихся иллюстрированием сказок в популярной в 1920-е гг. стилистике лубка, в которой создавалось много печатной продукции. Такая традиционная форма иллюстраций была близка и любима читателями
послереволюционной эпохи.
12.12 - Александр Родченко и Фаик Тагиров. Конструктивный диалог
Выдающийся художник-конструктивист Фаик Тагиров (1906-1978), сын известного каллиграфа Шакирджана Тагирова, был одним из первых в
Татарстане, кто поддержал движение ЛЕФа. Его искусство, объединившее в себе традиции и устремленность в будущее, находилось в русле новаторских открытий Александра Родченко. Фаик Тагиров учился во Вхутемасе, жил в Москве, состоял, как и Родченко, в творческом объединении «Октябрь». Однако, мы ничего не знаем о взаимодействии А. Родченко и Ф. Тагирова, были ли знакомы эти два выдающихся мастера, которых могла связывать, в первую очередь, память о Казани? Можно ли назвать их Учителем и Учеником? Как творчество А. Родченко влияло на Ф. Тагирова?