Ближайшие события
Возрастное ограничение
Галерея современного искусства,
г. Казань, ул. Карла Маркса, 57
+7 (843) 238-43-27
Программа Конференции на 30 октября
09:00-09:55
Регистрация участников конференции
10:00-10:20
Открытие конференции
10:20 – 12:30
Пленарное заседание
10:20 – 10:40
«Судьбы деятелей искусства в контексте современных социально-культурных трансформаций»
Валеев Наиль Мансурович
10:45 – 11:05
«Алексей Аникеёнок – предвестник новых веяний в изобразительном искусстве Казани 1960-х гг.»
Ильясова Разиля Ирековна
11:10 – 11:30
«Алексей Аникеёнок – свой среди чужих, чужой среди своих. Проблема встраиваемости в текущий художественный контекст»
Галеев Ильдар Ибрагимович
11:35 –11:55
Алексей Аникеёнок и мир моего детства
Козырева Мария Александровна
12:00 –12:20
Феномен творческой автономии в условиях идеологического давления: А. А. Аникеёнок и Союз советских художников Татарии (1950-е – 1960-е гг.)
Авдошина Светлана Арсеновна
12:30 –13:00
Кофе-брейк
13:00 –13:20
Практики опознания волгоградского неофициального искусства
Циганкова Анна Сергеевна
13:25 –13:45
Жизнь как стремление: Анатолий Горюнов
Горюнова Нина Михайловна
13:50 –14:10
Вторая жизнь вещей. «Найденные объекты» в творчестве художников свердловского андеграунда 1970-х – 1980-х годов
Галеева Тамара Александровна
14:15 –14:35
На периферии искусствоведения. феномен светомузыки в 1960-х – 1980-х годах
Максимова Анастасия Борисовна
14:00-14:20
Кустода: превращения и возвращения казанского авангарда
Маевский Кирилл Юрьевич
15:00 – 16:00
Обед
17:00
Открытие выставки «Путь к признанию. Алексей Аникеёнок» (Национальная художественная галерея «Хазинэ»)
Программа Конференции на 31 октября
09:00-09:55
Регистрация участников Конференции
10:00-10:20
Выставочный проект «Дальний Восток. Время авангарда» как метод художественного исследования
Зотова Ольга Ивановна
10:25-10:45
Проявления «тихой графики» в позднесоветском искусстве Алтая (1970-е – 1980-е гг.)
Крылова Виктория Игоревна
10:50-11:10
Продолжение и переосмысление принципов искусства авангарда в изобразительном искусстве Азербайджана кон. XX – нач. XXI вв.
Иманов Ариф Мазахирович
11:15-11:35
«Суровый стиль» в казанской гравюре как проявление авангардистских тенденций
Улемнова Ольга Львовна
11:40-12:00
Сосредоточиться на главном. Модернисты в Челябинске
Козлова Наталья Александровна
12:05-12:25
Живопись Г. В. Черноскутова: аллюзия как способ диалога
Величко Анна Константиновна
12:30-12:50
Лидия Ангелова: оставаясь собой. Диалог с наследием постимпрессионизма и модерна как способ сохранения художественной индивидуальности
Говорухин Иван Сергеевич
13:00-13:30
Творчество Станислава Урмаева как частный случай модернизма в волгоградском искусстве 1960-х – 1990-х гг.
Доброквашина Анастасия Павловна
13.30-14:00
Кофе-брейк
14:00-14:20
Творчество Галины Сатониной. Жизнь как шахматная партия (к 120-летию со дня рождения)
Ахметова Дина Ирековна (онлайн)!
14:25-14:45
Пластическое мышление: от живописного полотна к книжному развороту в практике Геннадия Глахтеева
Хрипко Дарья Дмитриевна
14:50-15:10
Ильдар Ханов – основатель Вселенского храма
Султанова Рауза Рифкатовна
15:15-15:35
Силуэты художника: творческий путь Рашита Сафиуллина (1940–2024)
Силкина Вера Артёмовна
15:40-16:00
Выставка со знаком вопроса (об авангардной выставке ГМИИ РТ «Новое искусство. Вчера. Сегодня. Завтра?» 1993 года)
Хисамова Дина Диасовна
16:00-16:30
Подведение итогов работы Конференции
Конференция пройдет 30 и 31 октября в Галерее современного искусства ГМИИ РТ. Принять участие в качестве слушателей и участников обсуждений приглашаются все желающие.
В Галерее современного искусства ГМИИ РТ пройдет Всероссийская научно-практическая конференция «Девятые Казанские искусствоведческие чтения. Авангард и традиции: взаимодействие и трансформации в региональном искусстве России второй половины ХХ века». Конференция посвящена 100-летию со дня рождения одного из самых значительных представителей казанского искусства 1960-х годов художника Алексея Авдеевича Аникеёнка (1925–1984), а также 80-летию Победы.
А.А. Аникеёнок (1925–1984) – участник Великой Отечественной войны, характерный пример художника периода «оттепели», который, опираясь на реалистическую традицию, прививаемую профессиональным художественным образованием, выходит за ее рамки, впитывая стилистику и смыслы разнообразных авангардных направлений ХХ века.
Отечественное искусство второй половины ХХ века представляет собой сложное и многогранное явление, отражающее глубокие трансформации, происходившие в СССР и постсоветском пространстве. «Оттепель» 1960-х годов стала важным этапом, когда художественная жизнь в России отличалась большим стилистическим разнообразием. В орбиту советского искусства возвращаются многие достижения мировой и русской культуры, вычеркнутые под давлением идеологии соцреализма, переставшего быть господствующим методом. Художники начали обращаться к внутреннему миру человека, к вопросам индивидуальной свободы, экзистенциальным переживаниям и критике социальных явлений, что выразилось в поисках новых форм и авангардных стилей. Искусство второй половины ХХ века стало мостом между советским прошлым и современностью, открыв путь для дальнейших экспериментов и поисков в XXI веке.
30 и 31 октября 2025 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Девятые Казанские искусствоведческие чтения» искусствоведы, философы, культурологи, историки, музеологи, художники, коллекционеры и галеристы из Барнаула, Владивостока, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Лениногорска, Москвы, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Свияжска, Челябинска представят результаты своих исследований по таким темам, как региональные версии авангарда и постмодернизма, персональные аспекты образности искусства позднесоветского и постсоветского периодов, презентация авангардного искусства в регионах России и др.