Выставка «Казанские коллекционеры»
с 09 марта 2023 по 03 сентября 2023

 

С 14 июня на выставке прошла реэскпозиция: произведения коллекций Мешкова и Ильинского более не выставлены.

Купить билет онлайн (доступно по Пушкинской карте):

В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранится более 4 тысяч листов, представляющих искусство классической гравюры XVI - XIX веков восьми европейских школ: Нидерландов, Германии, Голландии, Фландрии, Италии, Франции, Испании, Англии. Почти половина этого богатого и  разнообразного собрания  происходит из коллекции Андрея Федоровича Лихачева (1832-1891), где основное место заняли исполненные резцом и офортом ручные репродукции старых мастеров, воспроизводящие памятники мирового искусства, виды  европейских городов, интерьеры и декоративное убранство знаменитых дворцов и храмов. Из ранних произведений выделяется часть большой панорамы Праги (1606) Иоганна Вехтера, работавшего при дворе императора Рудольфа II. К раритетам принадлежит немецкая ксилография 1574 года – большой лист с изображением астрономических часов в Страсбургском соборе, которые считались «восьмым чудом света». Особенно любимое А. Ф. Лихачёвым искусство «старых голландцев» на выставке представлено аллегорией Рафаэля Саделера, жанровыми композициями с работ Адриана Броувера, оттиском одного из поздних офортов Рембрандта.

 

Небольшая, но наиболее интересная часть коллекции западноевропейской гравюры, хранящаяся в музее, связана с именем Григория Ивановича Мешкова, пензенского чиновника, обосновавшегося в Казани в 1870 году. Благодаря его собранию, музей имеет редкие оттиски Алебрехта Дюрера и Луки Лейденского, крупнейших художников Северного Возрождения. К лучшим листам в коллекции принадлежат листы фламандской школы XVII века, исполненные виртуозными гравёрами, работавшими в мастерской Питера Пауля Рубенса. Гравюра одного из крупнейших мастеров французской школы Жерара Эделинка (1640 – 1707) воспроизводит копию Рубенса со знаменитой картины Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Присущий офорту дух импровизации всегда был близок искусству Жака Калло, блестящему французскому гравёру XVII века. Находясь в Италии, он посетил известную ярмарку под Флоренцией в 1619 году. Позже он запечатлел её как аллегорическую картину мира в офорте «Ярмарка в Импрунете» (1620).

 

Одним из значимых собраний в музее можно считать коллекцию Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс, крупнейшей казанской миллионерши, благотворительницы, получившей заслуженную славу в Казани 1890-х годов. Одним из увлечений Ольги Сергеевны, было коллекционирование предметов живописи, графики, прикладного искусства.  Главное место в коллекции занимают произведения русской реалистической школы второй половины XIX века. Особенно интересными для собирательницы были сюжетно-тематические произведения, в которых раскрывалось какое-либо действие. Произведения К.А. Трутовского «Пасха на Украине», «Возвращение из церкви»  воспевали красочные стороны жизни Малороссии. Об увлечение ориентализмом свидетельствуют акварели К. А. Маковского «Каирские ремесленники» и Н. Н. Каразина «Хаджи – Самед. Сцена из жизни Средней Азии» Портретный жанр  представлен итальянизирующими образами  П.Ф. Плешанова и  Н.П. Шаховского. Ядром коллекции, её гордостью являются портреты самой владелицы и её супруга кисти великого И. Е. Репина.

 

В годы Великой Отечественной войны ленинградский профессор-геоботаник Алексей Порфильевич Ильинский жил и работал в эвакуации в Казани, на кафедрах Казанского государственного университета. Осенью 1942 года Ильинский организовал в Раифе Лесной стационар, приложив немало усилий для организации Волжско-Камского государственного природного заповедника. Алексей Порфирьевич был знатоком искусства и коллекционировал гравюры И.И. Шишкина, отдавая дань таланту своего земляка в изображении родной природы.  

В память о проведенных в Казани годах, коллекционер завещал часть своего собрания казанским музеям.

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>