Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
Контакты
Главное здание ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64) открыто для посещения! Весь летний период Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57) будет работать с 11:00 до 20:00, касса — до 19:30.
ВЫСТАВКА ИЗ СОБРАНИЯ ГМИИ РТ «КОРОВИН И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»
с 02 ноября 2016 по 12 февраля 2017

Выставка из собственных фондов ГМИИ РТ «Коровин и его окружение» представляет творчество русских художников рубежа XIX–XX вв., связанных тесными творческими и дружескими узами с Константином Коровиным. Сам художник, являясь в большей мере членом группы «Союз русских художников», был близок устремлениям мирискусников. Среди представленных произведений – работы его самых близких друзей В. Серова, И. Левитана, М. Врубеля, коллег и современников А. Головина, О. Браза, Б. Кустодиева. Эти мастера жили и творили в едином художественном пространстве. На этот период приходится пик общественного интереса к искусству во всех его проявлениях: кипела выставочная и издательская деятельность, шло плодотворное взаимодействие различных художественных течений и объединений, театра, музыкального искусства. Художники объединения «Мир искусства» находили темы для творчества в русской старине и античности, язычестве славян и французской культуре эпохи Людовика XIV; им были интересны не большие исторические темы, а интерпретации частных сторон жизни, привлекала сама эстетика искусства.

К. А. Коровин представлен произведениями, отражающими различные периоды творчества. «Натюрморт. Розы» (1916) – яркий пример темпераментной, сочной живописи художника. Цветовая палитра произведения поражает своим богатством и разнообразием, демонстрируя большой артистизм мастера, его профессиональное видение декоративности. Многоцветие красок и их многочисленные оттенки рождают праздничную феерию красок. Работа на пленэре, где ощущается прозрачность воздуха и яркость света, особенно хорошо заметна в «Зимнем пейзаже» (1917), где фейерверк размашистых мазков красочно, живописно передаёт настроение солнечного морозного дня.

      В экспозиции представлены полотна В. А. Серова. «Портрет Драгомировой» (1889) отмечен глубиной психологической характеристики и высокой техникой исполнения. Чудесен по цветовой гамме национальный украинский костюм. Всё здесь строится на сложных переходах – оттенки цвета измеряются еле заметными колебаниями, контуры фигуры и скатерти на столе слегка расплываются. В разработке света и цвета, передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявляются черты раннего русского импрессионизма. «Ифигения в Тавриде» (1893), отсылающая зрителя к мифам Древней Эллады, написана Серовым в Крыму, рядом с Бахчисараем. В этой работе чувствуется характерный для рубежа столетий синтез стилевых направлений.

      Другой значительный художник рубежа XIX–XX века О. Э. Браз (член «Мира искусства» и «Союза русских художников») был особенно известен изысканными женскими портретами и элегантными интерьерами, написанными в свободной манере и изысканными по колориту. В зале находится великолепное полотно Браза «Дама в жёлтом». В ранних музейных каталогах и описных книгах (вторая половина 1920-х годов) оно имело ещё одно название – «Портрет дамы в зеркале». Действительно, использование необычного ракурса и великолепие колористической градации жёлтого цвета особенно привлекают в портрете. Ощущение льющегося тепла, мягкого солнечного света вокруг фигуры и в зеркальном отражении, усиленное контрастом цветовых сочетаний, выдают пристрастие художника к тёплым краскам и тонам.

В экспозиции представлен женский портрет кисти Б. М. Кустодиева «Дама в голубом. П. М. Судковская» (1906). Это произведение – образец ранней живописи художника, вступившего в объединение «Мир искусства» на втором этапе его существования. Полотно «Дама в голубом» необычно для творческой практики Кустодиева. Этот большой портрет в рост, несомненно, был написан художником под впечатлением знаменитой работы К. А. Сомова «Дама в голубом». Через женские образы художники этого времени передавали ностальгическое восхищение прошлым, и образ дамы в голубом приобретал символический смысл.

Монументальное декоративное панно М. А. Врубеля «Полёт Фауста и Мефистофеля» – является эскизным вариантом известного одноимённого панно для готического кабинета особняка купцов В. А. и А. В. Морозовых. Это произведение с одной стороны – ценнейший материал для изучения творческих исканий художника в близкой ему литературной теме Гёте, которая, безусловно, имеет коренные связи с иной родственной ей главной темой творчества Врубеля – темой Демона. Художник работал крупными пятнами цвета, имеющими своеобразную линеарную окантовку сродни витражной технике. Эта найденная манера письма, особый «орнаментальный принцип» задавали ритмику движения пятен и линий по поверхности полотна, связывая врубелевские образы с модерном и, вместе с тем, придавая им особое условное и символическое звучание.

Символизм был особенно близок философии модерна и в большей степени определялся В. Э. Борисовым-Мусатовым. В стремлении «к уподоблению живописной структуры музыкальному образу» возникали произведения элегического, мечтательного характера, где преобладали вымысел, фантазия, сказка. Прямое воплощение этих устремлений мы находим в полотне «Гармония» (1897), эскизном варианте знаменитой картины, хранящейся в Третьяковской галерее. Соединением двух фантазийных цветовых тонов – холодных голубых и тёплых розовых – создаётся идеальный мир, где жизнь идёт неспешно, где прекрасные дамы и галантные кавалеры читают стихи, слушают музыку. Здесь всё исполнено высочайшей духовности, но при этом почти всегда – это «закатный», а значит исчезающий, либо призрачный мир.

История и мифология разных народов Земли являлась главным вдохновляющим началом творчества Н. К. Рериха. Оригинальная по замыслу и исполнению картина «Мехески – лунный народ» (1915) посвящена жизни древней цивилизации. Построенная на смелых контрастных сочетаниях обобщенных крупных пятен цвета, где образы людей намечены лаконично, но выразительно, художник доводит свою идею о взаимосвязи земного и космического до мощного объёмного символа. Художник работал в основном темперой, дававшей характерную матовую поверхность, приглушённость фактуры письма, достигая тем самым ещё большей символичности звучания образа.

Произведения русских художников рубежа XIX–XX вв. интересны и зрителю XXI века. Востребованность этих полотен на протяжении более чем столетия объясняется их высочайшим художественным уровнем.

 

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>