Экспозиция «Женский образ в искусстве»
с 06 марта 2021 по 04 июля 2021

 

 Образ женщины своеобразно соотносится с культурой эпохи. С одной стороны, женщина с ее напряженной эмоциональностью живо и непосредственно впитывает особенности своего времени, в значительной мере обгоняя его. Положение женщины в русском обществе с началом XIX века еще более переменилось.  И это тонко уловили художники. В создании женских образов они соединили классические каноны с романтическими веяниями. Столь характерные для романтизма черты: стремление к чувственности, красоте, совершенству отразились в работах Т. А. Неффа, П.Ф. Плешанова и многих других. Излюбленным местом паломничества русских художников в этот период была солнечная Италия. В редком для русской живописи жанре «ню» обращается к «итальянизирующим» образам купальщиц И. Е. Крюков, А. В. Тыранов. На выставке можно увидеть различные портретные типы и варианты идеализированной и реальной женщины: утонченные «светские львицы», милые и простодушные «уездные барышни», «тургеневские девушки», сентиментальные «кисейные» барышни. Одним из самых ярких типов можно назвать тип "салонной дамы". Их называли царицами гостиных, законодательницами мод. Русское общество во многом здесь следовало французским образцам, по которым светская жизнь осуществляла себя прежде всего через салоны. Так, знаменитой хозяйкой литературного салона в Казани стала Александра Андреевна Фукс. Её портрет кисти Л. Д. Крюкова, первого Казанского Университетского живописца привлекает своей живописной изысканностью.

  Яркими, своеобразными, то поражающими своей внутренней силой, то трогающими своей ранимостью, то удивляющими экстравагантностью предстают образы женщин на портретах второй пол.XIX века. Интеллектуальное начало соединяется с чувственно-эмоциональным. Поиски реалистов направлены на то, чтобы выявить духовную сущность женщины, передать её психологическое состояние. Конечно, это ведёт к упрощению подачи образа и костюма. Аскетизм живописно – пластических средств позволяют сконцентрировать внимание на лице портретируемой. Ярким примером реалистического женского портрета на выставке стал «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс» (первый вариант), созданный И. Е. Репиным в 1890 году, «Портрет Софии Левицкой» кисти Н. А. Ярошенко.

   На выставке представлены как хорошо известные и любимые поклонниками нашего музея произведения Б. М. Кустодиева «Сирень», Сотта «Портрет Марии Ивановны Кочубей», Журавлева Ф.С. «Боярышня»,   ранее выставлявшиеся в музее, так и редко экспонируемые портреты и гравюры. Впервые широкая аудитория увидит литографии замечательного французского художника Пьер Луи Греведона, работавшего в России до 1812 года. Возвышенно-идеализированные образы на портретах Греведона впечатляют и сегодня, оставаясь свидетельством его искреннего преклонения перед вечной тайной женской красоты.

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>