Магдалина Константиновна Мавровская (1914 – 2012)
родилась 8 марта (23 февраля по старому стилю) в 1914 году в селе Маминское на Урале (Щедринский район Свердловской области). В 1934 году после окончания Татарского техникума искусств (ныне Казанское художественное училище им. Н. И. Фешина) работала в Наркомпросе ТАССР, затем художником – оформителем в Казанском музее А.М.Горького, позже - в Художественном Фонде ТАССР. С 1968 года член Союза художников СССР, награждена Почетной грамотой и дипломом СХ СССР. В 1982 году плодотворно работала в Доме творчества СХ СССР «Челюскинская».
Графика М.К.Мавровской экспонировалась с 1941 года на многочисленных выставках ТАССР, зональных и всероссийских, среди которых такие, как «Советская Россия» и «Большая Волга». В Казани состоялось семь ее персональных выставок. Две из них были открыты весной 2009 года, к 95-летию Магдалины Мавровской, получившей в этом году звание народного художника Республики Татарстан. Графика Магдалины Константиновны Мавровской хранится в десяти музеях страны.
Жизнь и искусство Магдалины Константиновны Мавровской отличаются редким единством и целостностью. Они неразрывно связаны с историей культуры Казани, ставшей основной темой ее работ, в которых живое внимание к современности сочетается с искренним интересом к прошлому.
В начале 1970-х годов, когда искусство обращается к камерности творческого переживания, одной из ведущих гравюрных техник становится офорт. В это время усилиями Мавровской при Художественном Фонде ТАССР была создана офортная мастерская, ставшая подспорьем на долгие годы для многих художников. Офорт стал определяющим и для Магдалины Мавровской как художника-графика. Благодаря офорту изменился ее художественный язык, в нем она обрела себя, создала свои лучшие пейзажные серии: «Горьковские места в Казани» 1976-1978, «Башни Казанского Кремля», 1976-1978; «Казань в недалеком прошлом», 1987-1989.
Импульсом к созданию ее первых офортов о Казани послужило известие о реконструкции старой части города вдоль берега Казанки, о том, что будут снесены пристань и старые деревянные постройки. Отсюда во многом исходит ее стремление к достоверности изображаемого, внимание к мельчайшим деталям. В них воплощается не заметная для зрителя кропотливая работа, основанная на изучении архивных документов и рассказах городских старожил.
В чем же своеобразие Мавровской, в чем заключается тайна обаяния ее городских пейзажей, полных простоты и умиротворения, почему ее графика вызывает живой интерес и сегодня?
Как художника Магдалину Мавровскую определяет сочетание принципов «высокого» профессионального искусства и особого типа художественности, в котором живет «внутренняя память» народной культуры, поэтика художественного примитива. Мавровская несет в себе этот мир изнутри, не ставя при этом никаких формальных задач. Родившаяся в селе Маминское, где уральская природа формировала ее детские впечатления, сохранившиеся и в детских рисунках, и в ее эмоциональной памяти, Магдалина Мавровская, как мастер видописи, соприкасается с этой традицией в самой своей основе. Для нее, как художника этого жанра, окружающее обладает изначальной ценностью, где каждая деталь видимого мира имеет значение. Уже поэтому оно достойно последовательного и правдивого воспроизведения. Её лучшие работы отмечены цельностью и непосредственностью восприятия, в них есть простодушная описательность и та свобода от большого «ученого» искусства, которая дарит ей преимущество творческой молодости.
Успех в творчестве Мавровской связан с гармонией двух начал: достоверности и домысла, основанного на воссоздании ушедшего. Эти качества воплотились в особом жанре, где художник достигает тонкого соотношения реального и вымышленного, исторической документальности и поэтического воображения. К числу таких работ принадлежат и ранние циклы («Горьковские места в Казани», 1976-1978, литография, офорт, акватинта), и такие поздние творческие удачи, как одна из последних офортных серий «Казань в недалеком прошлом» (1987 – 1989). Волнующие, давно забытые названия улиц: «На Воскресенской улице», «Федоровский монастырь», «На бывшей Грузинской улице», «Каток на Черноозерской улице»… С необычайной легкостью и детской свободой Мавровская оживляет городские виды «приметами прошлого»: это пассажирские конки и водовозы, обитатели казанских дворов, утопающие в снегу с вязанками дров, нищие, сидящие на ступеньках храма, монахи у монастырских ворот и чинно прогуливающиеся в летний день миряне. Мы ощущаем неспешный ритм повествования ее пейзажей, полных жизненного правдоподобия. Эти виды безыскусны и просты, они полны занимательности и искреннего чувства, составляющих их особую поэтичность, напоминающую нам о старых казанских видописцах, таких, как Василий Турин и Эдуард Турнерелли.
Сегодня изменился облик Казани, быт и ритм городских улиц, а вместе с этим ушло и нечто большее: ощущение соразмерности этого мира человеку. И, возможно, поэтому Казань на гравюрах Мавровской кажется нам столь же притягательной, сколь и безвозвратно ушедшей. В искусстве графики Магдалина Мавровская создала свой мир, в котором хотела сохранить настоящее и приблизить дорогое ей прошлое, сделать его более доступным и узнаваемым для нас.
Ольга Вербина, зав. Отделом графики ГМИИ РТ