В. Н. РАЗУМЕЙЧЕНКО ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ РИВЕРСАЙД

Жители Казани, по тем или иным причинам проведшие лето в городе, имели прекрасную возможность познакомиться с современным западноевропейским искусством. Если для Москвы и Ленинграда это стало обыденным явлением, то для Казани выставки польских и английских художников, прошедшие в залах Музея ИЗО ТАССР, стали своеобразным открытием ворот в мир культуры, столь отличный от схем и стереотипов, навязываемых нам долгие годы.

Экспозиция художественной группировки Риверсайд из Лондона продемонстрировала удивительное многообразие стилевых направлений в искусстве Великобритании. Живопись так называемого трансавангарда и “новой волны”, абстрактные и реалистические полотна, необычная для нашего зрителя скульптура - все создавало образ художника, далекого от какой бы то ни было конъюнктуры, осознающего себя выразителем устремлений своего современника, озабоченного поисками духовного в мире, полном материальных удовольствий.

При всей разности формальной интерпретации действительности, уровне дарования, молодых лондонцев объединяет пафос познания жизни, утверждения себя в столь враждебном и противоречивом мире, страстный поиск гармонии. Именно это цементирует группу Риверсайд, именно это рождает в нас чувство сопричастности к их миропониманию, поскольку проблема духовности в современном обществе не знает границ.

Открывалась выставка абстрактными произведениями, среди которых работы Ричарда Дэя выделялись напряженным живописным языком. Самое первое впечатление от его картин - это применение цвета. Он создает насыщенную и резонирующую поверхность, исследуя сложность

изобразительного пространства. Порою, кажется, в этих картинах живут тени, но эти иллюзии часто эфемерны и зависят как от зрителя, так и от неуловимых взаимосвязей, которые их породили.

Абстракции Тинг Фай Хо, где счастливый союз Запада и Востока нашел воплощение в использовании восточной символики и западной культурной традиции, работы Морей де Моранд, Терри Майлз и Марка ле Местра - все они привлекали внимание фундаментальностью, тем, что идет от осознания цвета как носителя духовных структур художественного восприятия мира, а не элемента игры в декоративные пятна, к сожалению, так часто присутствующее в работах наших молодых художников. Абстрактные произведения английских художников являют нам свободу, представленную их поколению необузданным духом цвета, и обращаются к нашему чувственному сознанию.

Фигуративная живопись лондонцев очень разнообразна, объемлет широкий спектр живописных решений, привлекает многообразием отражения действительности, ее острой трактовкой. Человек и город... Насколько понятны и близки нам сюжеты Дж. Калверт и Дэнниса Спайсера. Одиночество в огромном городе, тесная квартирка, где единственное окно в мир - экран телевизора. Разве трудно подобное представить в Казани?! Полные экспрессии “Скамьи” Калверт - драма подростка в Лондоне.

Здесь, пожалуй, можно выделить еще один важный аспект выставки - ее общечеловеческое содержание. На знаковом уровне говорит об этом Берилл Робинсон “В своих картинах я пытаюсь выразить женский опыт тела, и одновременно выразить женскую точку зрения на мир при помощи символических фигур”. Ее картины одни из самых светлых на выставке. Человек и мир пребывает у Робинсон в ясной гармонии. Они классичны и монументальны, несут в себе полнокровность бытия, ощущение силы, уверенности и теплоты. Напротив, в работах Франчески Хант мы чувствуем напряженность, едва не срывающееся на крик осознание уязвимости человека (“В ловушке”). В портрете Р.Нуреева, используя ту же энергию

цветовых отношений, но облаченную в чеканную форму, она наполняет образ сдержанной силой, направляемой волей творческой сосредоточенности.

Озабоченность сквозит в куклах Маус Кац. Многих они отталкивали своей циничной выразительностью. Но мы уже имели возможность убедиться, насколько цинична и лжива политика, насколько беспощаден мир стяжательства. Кац нашла убедительную форму для едкой сатиры, уходящей своими корнями в народный фольклор, на нравы современной европейской цивилизации.

Искусство лондонских художников предстает как деятельность человека, в которой он обретает связь с обществом, культурой прошлого и ищет ответа, что его ждет в будущем.

Опубликована: в журнале “Идель”1989, ноябрь; в газетах: “Комсомолец Татарии” 1989, 1 августа и “Вечерняя Казань” 1989, 1 августа

Художественный отдел Риверсайд (РАГ) образовался после открытия выставки художников западной части Лондона в галерее Риверсайд в 1985 году.

РАГ был основан в 1986 году для того, чтобы помочь художникам встречаться и функционировать как коллектив. Это - организация художников для художников, которая получает поддержку от государства. Коллектив открыт для всех, независимо от возраста и сферы искусства. Ко времени публикации в РАГ состояло более ста человек.

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>