Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
Уважаемые посетители! Ждём Вас в Галерее современного искусства и Национальной художественной галерее  «Хазинэ» ГМИИ РТ! Главное здание по улице Карла Маркса, 64 закрыто на ремонт до октября 2019 года.    
Выставка «TRANSFORMATIO. Современное искусство Дагестана»
с 30 мая 2019 по 14 июля 2019

Выставка «Transformatio. Современное искусство Дагестана» демонстрирует произведения актуальных художников, работающих в Махачкале, Москве и Лондоне: Магомеда Кажлаева, Аладдина Гарунова, Ибрагимхалила Супьянова, Апанди Магомедова, Эдуарда Путерброта, Таус Махачеву, Наталию Мали, Мурада Халилова. Их творчество сложилось как реальная альтернатива официальному искусству, оно существует в атмосфере свободной состязательности художественных идей, живом разнообразии стилевых манер.

В той или иной степени, творчество каждого мастера интонационно связано с Дагестаном. Это может быть обращение к истории, к традициям народов Дагестана, к декоративно-прикладному творчеству (мотивы каменной и деревянной резьбы, вышивок, керамики), ландшафту, характерам, особой философии, которая отличает жителей Дагестана от других народов. Не столь важно, работает ли художник на родине, или оказался в другой стране — в его творчестве сохраняется дагестанский «почерк».

В работах мастеров существует равновесие между этническим своеобразием и внутренней свободой, между складывающимися веками эстетическими нормами и новыми запросами, которые сформировались под воздействием мировой культуры ХХ века.

В названии выставки присутствует латынь как первоисточник термина, обозначающего процесс перемены, преобразования, превращения: trans – через, formatio – образование вида. Трансформация – это естественный процесс развития искусства как части человеческой деятельности. Творческие люди особенно тонко сопереживают, осознают прошлое и реагируют на современность. Подобная реакция и ее проявления в искусстве – это основа творческого процесса.

Эдуард Путерброт (родился в 1940 году в Махачкале) – философ, искусствовед, живописец, график, сценограф. Вне сюжета художник создает свои многослойные картины мира. В его работах присутствует и театральное начало. Путерброт работал главным художником Кумыкского музыкально-драматического театра, а затем Русского драматического театра в Махачкале. Путерброт объединил вокруг себя группу художников – Магомеда Кажлаева, Ибрагимхалила Супьянова, Апанди Магомедова. Они и по сей день сохраняют друг с другом особую внутреннюю связь. Каждый из этих мастеров обладает собственным уникальным стилем, но при этом между художниками чувствуется духовная общность, будто они владеют только им ведомым тайным языком, в котором важную роль играет внимание к символам и знакам, сдержанность и лаконичность образов. Общее в них и любовь к фактурной живописи, часто переходящей в рельеф. 

Театральное искусство занимает значительное место в творчестве Ибрагимхалила Супьянова. Ибрагимхалил родился в селении Верхний Каранай Буйнакского района Дагестана. С 1975 года он работает художником-постановщиком в дагестанских театрах. В его работах живет высокогорный дух, благородная культура аварского народа. 

Апанди Магомедов родился в Махачкале. Он проявляет себя в разных сферах творчества: пишет картины, расписывает ткани, делает коллажи, рельефы, мастерски обыгрывая всевозможные материалы: дерево, кожу, металл, веревки, проволоку, нити. Кизяку – распространенному материалу в селениях дагестанцев, Апанди посвятил целый проект. Из, казалось бы, совершенно неподходящих материалов он создает фактурные сложной структуры композиции. Учеба в текстильном институте в Москве и в дальнейшем работа с тканями также нашли претворение в рельефных композициях художника – его работы часто состоят из множества повторяющихся элементов, напоминающих строение ткани.

Уроженец лакского селения Кази-Кумух Магомед Кажлаев начиная с 1970-х живет в Москве. Принимал участие в «квартирных» выставках неофициального искусства. Работы Магомеда – это, по его же определению, «преодоление пространства». Орнаментальные композиции Кажлаева не являются узорами, они не продумываются и не придумываются, тем более не воспроизводят какие-либо традиционные декоративные мотивы и схемы.

Аладдин Гарунов родился в дагестанском селении Укуз. Закончил отделение художественной обработки металла Московского высшего художественного-промышленного училища (бывшее Строгановское). Живет и работает в Москве. Аладдин использует в своих работах смелые сочетания материалов и фактур. Экспериментируя, вступая в диалог с пространством, классические холст-акрил он дополняет резиной, фрагментами ковров, достигая неожиданных и сильных визуальных эффектов.

Таус Махачева, родилась в Москве, имеет диплом бакалавра Голдсмитс колледжа (Лондон, 2007) и магистерскую степень Королевского колледжа искусств (Лондон, 2013), окончила Институт проблем современного искусства (Москва, 2009).  Таус – человек мира, яркий представитель не только дагестанского, но и мирового современного искусства, победительница множества международных конкурсов, чьи работы приобретаются крупнейшими музеями. Творчество Таус основано на «дагестанском материале» во всем его разнообразии – это история, культура, современный социум.

Наталия Мали родилась в Махачкале, живет и работает в Лондоне. Окончила факультет кино и современной фотографии Йельского университета, США. Выставляясь с 2000 года, Наталия приобрела известность в таких направлениях, как постановочная фотография, видеоарт, инсталляция, коллаж и перформанс.

Мурад Халилов – художник, автор видео работ, короткометражных фильмов в стиле артхаус. Это размышления об окружающей художника действительности, современных реалиях и отголосках прошлого. Мурад родился в селении Кубачи. После окончания художественно-графического факультета Дагестанского педагогического училища учился в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров при ВГИКе.

В Дагестане в горных селениях до недавних времен существовал обычай: при постройке нового дома семья переносит из старых стен родовые столбы, которые держат на себе крышу дома. Эти столбы украшены прихотливой резьбой, солярными символами, древними знаками. Кроме утилитарного назначения они несут в себе сакральные функции: оберегают семью от несчастий. Родовые столбы олицетворяют генетическую память и связь времен.

В экспозиции представлены работы из собраний Фонда Марджани (Москва), а также из коллекций художников-участников выставки.

БИЗНЕС ONLINE о выставке "TRANSFORMATIO. Современное искусство Дагестана"

Сюжет телекомпании "Эфир" с открытия выставки

 

 

Art116.ru Культура и Искусство в Татарстане о выставке "TRANSFORMATIO. Современное искусство Дагестана"

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>