Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
Уважаемые посетители, главное здание ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64) закрыто на ремонт до ноября 2019 года. Ждём вас в Галерее современного искусства (ул. Карла Маркса, 57) и Национальной художественной галерее ГМИИ РТ (Кремль, музейный комплекс «Хазинэ», 3-й подъезд)!    
Лекции Валерия Савчука
с 09 апреля 2019 по 10 апреля 2019

1. Философия фотографии в эпоху иконического поворота

Фиксация момента присутствия — условие актуальности фотографии; в ней забвение и память устанавливают симметрию относительно вспышки сейчас. Как в архаическом ритуале жертвоприношения без кровопролития жертвы не устанавливалась бы симметрия ран тела действующего и претерпевающего, так и в фотографии без жертвы настоящим, т.е. без прерывания естественного течения жизни не создается художественный образ времени. Таков механизм сакрального, таков же — фотографического. Фотография выражает подлинность проживания мгновения, поскольку не косвенно, а документально свидетельствует о прямом зрительном контакте с объектом. Посредством фотографии мы можем подойти к самой природе фотографического образа в эпоху иконического поворота, продумывание которой в свою очередь открывает доступ к пониманию настоящего времени, к специфике фотографии как медиума, к способу ее функционирования в культуре. Но философия фотографии — это не только теоретическая дисциплина, но и любовь к мудрости фотографического образа.  

Важной категорией философии фотографии является поза логоса, которая есть не только поза внешнего тела, но и внутреннего, она — род собранности мыслимого и видимого, концептуального и перцептивного. И фотографы, и зрители задеты процессом возникновения сильного образа. В нем logos обретает тело, форму и цель (ti telos). Logos задается телеологической природой образа, а образ, в свою очередь, есть результат усилий художников, кураторов, философов; он является образом уподобления новой конфигурации сил и отношений. И чем значительнее фотограф, тем более он ощущает несовместимость своего видения с тиражируемой картиной мира и, принимая (а в истоке — открывая, изобретая, создавая) собственную позу логоса, предлагает новый образ, зримо указывающий на изменения, произошедшие в существующей картине мира, в его устройстве, в векторе ее развития, в конструкции взгляда.

2. Новая искренность в эпоху постправды: цифровой горизонт искусства

Потребность в искреннем высказывании художника столь же сильна, сколь и распространена ее симуляция. Концепт «новой искренности», активно заявивший о себе вопреки деконструкции искренности как способа манипуляции вызывает интерес. Как быть искренним вопреки сомнительности формы ее предъявления и тотальной критической уязвимости? Тем не менее, искренность ныне востребована в качестве формы сопротивления технологиям производства сетевой самоидентификации.  

Устранение человека из мира вещей с их материальной тяжестью и неподатливостью — цель цифровизации. В этой ситуации максима персонального самоотчета такова: я чувствую, что ничего не чувствую. Она есть результат необратимых последствий распространения цифровых технологий на личный проект, социум и жизнь человека в целом. Стоит указать на наиболее знаковые из этих последствий. И в первую очередь к ним следует отнести виды новых войн: медиа-, сетевые и гибридные, ведущиеся за господство в глобальных цифровых просторах и направленные на локальные сетевые диаспоры, а через них и на внесетевые группы. Игнорировать это художник уже не может, ибо войны идут на территории его тела, чувсвекнности, сознания. В результате не только философ, но и художник может предсказывать характер будущей войны. Если модерн был одержим преображенным будущим, а постмодерн — безусловностью и всесилием настоящего, то наступившая эпоха постгуманизма и постправды, живет под страхом осознания истончающегося прошлого, демонтажа его демократических институтов и художественных стратегий.

САВЧУК Валерий Владимирович — доктор филос. наук, профессор каф. культурологии, философии культуры и эстетики, руководитель Центра медиафилософии института философии СПбГУ, член экспертного совета РФФИ, секция «Философские науки»; член экспертного совета по философии, социологии и культурологии ВАК — Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (с марта 2014), член Международного союза историков искусств и художественных критиков (АИС), а также член Союза художников товарищества “Свободная культура”, “Пушкинская-10”.

Лауреат премии философского общества С.-Петербурга «Вторая навигация» за лучшее философское исследование 2012 г. книгу «Топологическая рефлексия». Научная школа Медиафилосифии в 2013 г. включена в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга, в соответствии с решением Президиума Научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга. Почетная грамота Философского общества СПб. За подготовку и публикацию первой в России коллективной монографии Компьютерные игры: стратегии исследования. Коллективная монография. (СПб.: Изд-во РХГА, 2014), открывшей философский подход к исследованию феномена компьютерных. Лонг-лист соискателей премии имени Сергея Курехина за 2017 года за два раздела: 1. Savchuk Valery The Ideology of Post-information sincerity 2. Savchuk Valery The Return of Certainty // Critical mass Moskow art magazine 1993-2017. Moskow: Garage Museum of Contemporary Art, 2017. (В соавторстве).

Более 300 публикаций, научные работы, теоретические и критические статьи по изобразительному искусству, книги.

 

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>