Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
Контакты
Главное здание ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64) открыто для посещения! Весь летний период Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57) будет работать с 11:00 до 20:00, касса — до 19:30.
Евгений Балашов "Фотология бытия"
с 29 марта 2019 по 26 мая 2019

 «Фотология бытия» Евгения Балашова

Проекту «Фотология бытия» в Галерее современного искусства ГМИИ РТ дала название одноименная книга казанского философа Владимира Юринова, появившаяся в результате сотрудничества с фотографом Евгением Балашовым.

На выставке будут представлены фотопортреты художников, фотографов, актеров, журналистов и др., начавших свой творческий путь в конце прошлого века, таких как Ильгизар Хасанов, Виктор Тимофеев, Геннадий Архиреев, Александр Артамонов, Фарит Губаев, Евгений Канаев, Рамиль Гали, Ольга Юхновская и др. Помимо этого будут экспонироваться автопортреты Евгения Балашова и жанровые фотографии. Большинство работ – хрестоматийные, представляющие яркий, запоминающийся образ художественной богемы Казани. На выставке можно будет увидеть не только фотографии, но и видео-перформансы, и живопись 90-х гг., а также архив художественной жизни тех лет.

Первая выставка Е. Балашова, выпускника Казанского медицинского института, состоялась в 1989 г. С конца 1990–2000-х гг. он был куратором и координатором концептуальных выставок постмодернистского толка, объединяющих различные виды искусств (фотографию, живопись, скульптуру, кино и философский «идеологический» подтекст). С 1997 г. начинается творческое содружество с философом В. Юриновым, совместно с которым с 1997 г. разрабатывался проект под названием «Фотология бытия». Общая идея проекта: постижение через изобразительный ряд фундаментальных сдвигов человеческого бытия рубежа XX–XXI вв. Художественным методом выступает постановочная фотография, фотографическим произведением – «портрет-лик» (человека, предмета). Пафос работы заключается в возрождении классических традиций отечественной черно-белой фотографии и полемике с ВизАгром (визуальная агрессия в современной западной фотокультуре). Из модели Е. Балашов «ваял» желаемый образ. И очень многое здесь зависело от модели, насколько податлива она была желанию фотографа в изменении собственного образа, недаром объектами служили люди, хорошо знакомые, чаще всего принадлежавшие творческим профессиям, по природе своей артистически одаренные и близкие по духу.

Проект «Фотология бытия» представляет собой своеобразную архивацию арт-сцены 1990-х гг. Евгений Балашов стал художественным архивариусом творческой среды последнего десятилетия двадцатого века в Казани, а также «последним из магикан» аналоговой фотографии. Сейчас, когда нас отделяет от того времени почти тридцать лет, можно посмотреть взглядом стороннего наблюдателя на особенности развития искусства нашего города. Вспомнить выставки, музеи и галереи, кино, фотографию, театр, газеты и журналы. Где это все теперь? Работы Евгения Балашова «оживляют» многие фрагменты той ушедшей уже теперь жизни. Сегодня мы еще не написали альтернативную историю казанской культуры, которая бы вошла в учебники и книги. Наша выставка позволит начать составление художественного архива и его освоение уже для новых поколений зрителей, провести музеефикацию того, что было, сделать частью истории, вспомнить все и сохранить фотографию, живопись, видео, архивные документы.

 

Дина Ахметова, искусствовед

Видеообзор телеканала ТНВ

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>