Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
Контакты
Главное здание ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64) открыто для посещения! Весь летний период Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57) будет работать с 11:00 до 20:00, касса — до 19:30.
Аннотация к выставке

ЧЕТВЕРТАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛИ

 

    Межрегиональная выставка акварели традиционно проходит в Казани раз в два года и превратилась в знаковое событие для ценителей этого утончённого искусства. Проект дарит возможность увидеть только вышедшие из-под кисти работы знакомых художников, открыть новые имена, познакомиться с произведениями мастеров других регионов. Постоянно стремясь к увеличению числа участников и расширению географии, межрегиональная выставка акварели – строгий арбитр, соединяющий самое яркое и интересное в художественной жизни Казани и других городов Поволжья (Нижний Новгород, Чебоксары, Дзержинск, Набережные Челны и другие). Межрегиональная выставка акварели не ограничивает участников проекта по жанру и стилистике.

    Среди имён участников IV межрегиональной выставки акварели хорошо известные в Казани художники: А. Иншаков, А. Тимергалина, М. Кузнецов, Н. Васильева В. Вьюшков. Разноплановые, все они в своём искусстве раскрывают творческие искания и традиции казанской школы акварели, сплетая из традиций, формировавшихся многие годы, и экспериментов замысловатый узор художественной жизни города. Спокойствие, умиротворённость, сдержанность, лиризм у А. Иншакова отражаются и в избранной теме, и в технике. В иллюстрациях А. Тимергалиной к книге Редьярда Киплинга «Маугли» хорошо ощутима тесная взаимосвязь казанских художников-графиков с издательским делом. Здесь отражается характерное желание художника создать яркий запоминающийся образ и умение перенести читателя в мир книжных героев. Н. Васильева и М. Кузнецов представили на суд зрителей работы, в которых современное видение мира и искусства врывается в довольно консервативный мир акварели. У Н. Васильевой это сделано мягко и ненавязчиво, с сохранением чувства плавности красок. А вот М. Кузнецов играет на контрасте, конфликте восприятия – это как бы и не акварель. Сильные линии, живописная мощь, вот первое ощущение от серии «Движение воды». Подходишь ближе и видишь образную выразительность, воплощённую в философское обобщение мира, рождённого стихией воды – неутомимой в своём движении.

    Экспрессивное «Движение вод» М. Кузнецова, соседствуя с нежными и лиричными образами, созданными Е. Макаровой, демонстрирует ритм жизни, приятной своей переменчивостью настроений.    

В Чебоксарах давно и крепко укоренились традиции многослойной акварели. Формирующиеся под её влиянием мастера немного иначе смотрят на мир. Подчиняя себе коварную и своевольную технику, демонстрируют остроту глаза и твёрдость руки. Они скупы на свободу и широту движения кисти: не линия, не заливка, а прозрачность красок – вот что рождает их произведения. И здесь Е. Макарова выступает достойной наследницей таких художников Чувашии, как В. Бритвин, А. Арапов, М. Гаврилов. Эти мастера многослойной акварели  не связаны путами условностей. Пейзаж и жанровая композиция, история и повседневная красота – калейдоскоп картин реального мира.

    Правда, не только многослойная техника, ставшая визитной карточкой чебоксарской школы художников-акварелистов, создаёт её лицо. «Сундучок с гримом» Л. Сидоровой не просто театральный сюжет, промелькнувший в творчестве, – это современное осмысление образов комедии дель арте. Цвет, линии возвращают в мир уличного театра марионеток, героев и сюжетов, неотделимых от надеваемых масок, написанных с современников, часто черезчур комичных и в то же время родных. Ведь маска и тогда и сейчас ближе человеку, чем истинный мир души.

    Сильными мастерами и большим количеством работ представлена нижегородская школа. В работах её мастеров  (В. Величко, И. Ворожейкин, Е. Грачёва, В. Рекин, В. Кузнецов, П. Рыбаков и другие) чувствуется свой подход к художественному образу, поиск новых выразительных средств, желание экспериментировать. Рядом со ставшими привычными сюжетами, повествующими о простой и близкой сердцу красоте природы, очарованием небольшой деревеньки, тёплой даже в холодный зимний день, зовущей уставшего путника, встречаешь образ молодой студентки – легкомысленный и философский одновременно, как сама юность.

    Надо признать – независимо от региона, – в современной акварели Поволжья преобладают такие жанры, как пейзаж и натюрморт. Это исторически сложившаяся тенденция характерная для данного вида искусства и остаётся интересна и зрителю и художнику. Хотя всё более явственно проявляется попытка переосмыслить цели и задачи, стоящие перед современной акварелью, намечаются новые линии развития. И Четвертая межрегиональная выставка акварели способствует рождению новой волны. Через возможность представить новые оригинальные идеи, диалог отдельных художников и целых художественных школ разрывается канва статичности, превращая искусство акварели в активного участника современных ему социальных процессов и жизни общества.

 

Р. А. Гатилов

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>