Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
Контакты
Главное здание ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64) открыто для посещения! Весь летний период Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57) будет работать с 11:00 до 20:00, касса — до 19:30.
Русская гравюра

Собрание русской печатной  графики в коллекции ГМИИ РТ насчитывает более 1300 единиц хранения, включая в себя образцы ксилографии, резцовой гравюры, литографии, офорта, и более поздней линогравюры. Изучая музейное собрание можно проследить этапы развития русской репродукционной и оригинальной гравюры с XVIII по ХХ век.

Наиболее ранними произведениями в коллекции резцовой гравюры являются листы второй половины XVIII века – это работы Г.Ф. Шмидта, Е.П. Чемесова и Г.И. Скородумова, первого из русских граверов, печатавшего цветные оттиски. Вид города Казани конца XVIII века можно увидеть на гравюре Н.Ф. Челнакова, исполненной в 1769 году с рисунка М.И. Махаева (переработка рисунка А.И. Свечина, участника Сибирской экспедиции профессоров Академии наук по городам Поволжья).

Первые опыты русской пейзажной гравюры представлены именами И.В. Ческого, С.Ф. Галактионова, И.Д. Телегина – учениками организованного в 1799 году граверно-ландшафтного класса при Петербургской Академии художеств. Виды загородных дворцов-резиденций: Гатчины, Павловска, Петергофа выполнялись по заказам царского двора и исполнялись по живописным оригиналам Семена Щедрина.

В начале XIX века стал распространяться и завоевывать популярность художников и  любителей искусства новый для России способ печати – литография. Из коллекции Андрея Федоровича Лихачева поступило несколько графических работ, среди которых работа А.О. Орловского – одного из первых литографов России. С 1820-х годов видовая литография получает широкое распространение не только в столице, печатаются виды и других городов. В фонде ГМИИ РТ находятся два полных альбома литографированных видов Казани – Василия Турина, напечатанный в Москве в 1834 году, и Эдуарда Турнерелли, изданный в Лондоне в 1839–1840 годах.

Широкой популярностью в России пользовались «потешные» листы – лубочные картинки. Часто они заменяли для простого народа те книжные рукописи и миниатюры, которые по своей дороговизне были им недоступны. В музейном собрании хранится немногим более 20 лубков, самый ранний из которых датируется концом XVIII – началом XIX века. В основном это сатирические листы с раскраской или без нее.

К середине XIX века классическая резцовая гравюра постепенно вытесняется офортом – более дешевым и массовым способом производства репродукционной и авторской гравюры. Серию блестящих портретов современников, выполнил в технике офорта художник В.В. Матэ, в музейном собрании представлены портреты Н.В.Гоголя, И.И. Шишкина, В.М.Васнецова, П.М. Третьякова.

В 1871 году группа петербургских художников: Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, В.М. Максимов – организовала «Общество русских аквафортистов». В музейной коллекции хранятся обложка и отдельные листы из выпущенного в 1871 году альбома "Первые опыты русских аквафортистов".

Особое место в музейном собрании занимает коллекция печатной графики И.И. Шишкина. Она самая большая по количеству (более 340 оттисков) и по разнообразию техник исполнения. Здесь и классический офорт, и литография, а так же около 40  листов автоцинкографий, которые предназначались в качестве приложений к журналам того времени.

На рубеже XIX и XX веков русский эстамп, в связи с развитием фотомеханических способов печати, от репродукционного постепенно переходит к авторскому. В это время в технике ксилографии много работала А.П. Остроумова-Лебедева, в офорте – В.А. Серов, В.Д. Фалилеев и многие другие.

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>