Русская гравюра

Собрание русской печатной  графики в коллекции ГМИИ РТ насчитывает более 1300 единиц хранения, включая в себя образцы ксилографии, резцовой гравюры, литографии, офорта, и более поздней линогравюры. Изучая музейное собрание можно проследить этапы развития русской репродукционной и оригинальной гравюры с XVIII по ХХ век.

Наиболее ранними произведениями в коллекции резцовой гравюры являются листы второй половины XVIII века – это работы Г.Ф. Шмидта, Е.П. Чемесова и Г.И. Скородумова, первого из русских граверов, печатавшего цветные оттиски. Вид города Казани конца XVIII века можно увидеть на гравюре Н.Ф. Челнакова, исполненной в 1769 году с рисунка М.И. Махаева (переработка рисунка А.И. Свечина, участника Сибирской экспедиции профессоров Академии наук по городам Поволжья).

Первые опыты русской пейзажной гравюры представлены именами И.В. Ческого, С.Ф. Галактионова, И.Д. Телегина – учениками организованного в 1799 году граверно-ландшафтного класса при Петербургской Академии художеств. Виды загородных дворцов-резиденций: Гатчины, Павловска, Петергофа выполнялись по заказам царского двора и исполнялись по живописным оригиналам Семена Щедрина.

В начале XIX века стал распространяться и завоевывать популярность художников и  любителей искусства новый для России способ печати – литография. Из коллекции Андрея Федоровича Лихачева поступило несколько графических работ, среди которых работа А.О. Орловского – одного из первых литографов России. С 1820-х годов видовая литография получает широкое распространение не только в столице, печатаются виды и других городов. В фонде ГМИИ РТ находятся два полных альбома литографированных видов Казани – Василия Турина, напечатанный в Москве в 1834 году, и Эдуарда Турнерелли, изданный в Лондоне в 1839–1840 годах.

Широкой популярностью в России пользовались «потешные» листы – лубочные картинки. Часто они заменяли для простого народа те книжные рукописи и миниатюры, которые по своей дороговизне были им недоступны. В музейном собрании хранится немногим более 20 лубков, самый ранний из которых датируется концом XVIII – началом XIX века. В основном это сатирические листы с раскраской или без нее.

К середине XIX века классическая резцовая гравюра постепенно вытесняется офортом – более дешевым и массовым способом производства репродукционной и авторской гравюры. Серию блестящих портретов современников, выполнил в технике офорта художник В.В. Матэ, в музейном собрании представлены портреты Н.В.Гоголя, И.И. Шишкина, В.М.Васнецова, П.М. Третьякова.

В 1871 году группа петербургских художников: Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, В.М. Максимов – организовала «Общество русских аквафортистов». В музейной коллекции хранятся обложка и отдельные листы из выпущенного в 1871 году альбома "Первые опыты русских аквафортистов".

Особое место в музейном собрании занимает коллекция печатной графики И.И. Шишкина. Она самая большая по количеству (более 340 оттисков) и по разнообразию техник исполнения. Здесь и классический офорт, и литография, а так же около 40  листов автоцинкографий, которые предназначались в качестве приложений к журналам того времени.

На рубеже XIX и XX веков русский эстамп, в связи с развитием фотомеханических способов печати, от репродукционного постепенно переходит к авторскому. В это время в технике ксилографии много работала А.П. Остроумова-Лебедева, в офорте – В.А. Серов, В.Д. Фалилеев и многие другие.

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>