Выставка «Петр Сперанский – «архитектор» татарского театра»
с 24 марта 2023 по 21 мая 2023

 

Купить билет онлайн (доступно по Пушкинской карте)

На выставке представлены эскизы к декорациям таких известных спектаклей как «Ходжа Насретдин», «Король Лир», к операм «Алтынчеч», «Пиковая дама», к балету «Шурале», «Дон Кихот», костюмы к спектаклям, архивные фотографии из собрания ГМИИ РТ, ТГАТ им.Г.Камала и частного собрания. Часть экспозиции посвящена лирическим пейзажам с видами Казани, Крыма, Кавказа, и многочисленным зарисовкам татарского орнамента, которые послужили основой изданных альбомов «Татарский народный орнамент» (1948, 1953).  
 

П.Т.Сперанский (1890–1964) вошел в историю отечественного искусства ХХ в. как классик советской татарской сценографии и архитектор «сталинского классицизма». Его вклад в развитие театрального искусства неоценим: более трехсот спектаклей русской, татарской и западной классики, опер и балетов было оформлено мастером за полвека творческой деятельности. Это личность ренессансной широты и артистизма. Как педагог он за 35 лет воспитал два поколения театральных художников Поволжья, в первую очередь для татарского театра. Первым собрал и издал альбомы татарского народного орнамента.

Родился 1 января 1891 года в Казани.
В 1914 году окончил Казанскую художественную школу (ученик Н.И. Фешина и П.П. Бенькова), в 1924 году – Казанский государственный художественно-технологический институт (Высшие художественно-технические мастерские), факультет архитектуры гражданских и специальных сооружений, получив квалификацию архитектора. Работал художником в труппе «Сайяр» (1915–1917) и при оперных сезонах (1916–1920), одновременно выступал на сцене в качестве артиста (окончил драматическую студию).

Став главным художником Татарского академического театра в 1924 г., а позже Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
 за четыре десятилетия интенсивной работы им оформлены декорации к более чем 200 спектаклям. Уже с первых лет работы в татарском театре П. Сперанский утверждал новый тип жизнеподобной реалистической декорации – декорацию архитектурную. В его эскизах привлекает великолепный акцент архитектуры, отличное знание архитектурных форм, умение использовать масштаб любой сцены.

В своем творчестве П. Сперанский продолжает традиции «Мира искусства» (в частности, в его декорациях читаются традиции А. Головина и А. Бенуа). Декорациям художника присущи графичность, орнаментальность, плоскостность цвета. Традиции выражаются также в использовании «старинных» техник: акварели, гуаши, темперы.

Лицам до 18 лет на выставки ниже ценза 18+, при предъвлении документа, удостоверяющего личность, вход свободный (Лица от 14 лет старше могут посещать площадки самостоятельно, младше - в сопровождении взрослого)

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>