Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
Контакты
Уважаемые посетители, главное здание ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64) закрыто на ремонт до весны 2020 года. Работают две площадки музея.    
ЛИЛЯ БРИК. НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПУТЕШЕСТВИЕ
с 10 ноября 2016 по 29 января 2017

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА/

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

 

приглашают 10 ноября 2016 года в 16.00

в Национальную художественную галерею «Хазинэ»

на открытие выставки

 

ЛИЛЯ БРИК. НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПУТЕШЕСТВИЕ

 

 

Музей «Московский Дом фотографии» представляет выставку «Лилия Брик. Несостоявшееся путешествие», в рамках которой будет представлена серия фотографий великого фотографа ХХ века Александра Родченко.

 

В начале прошлого века творческая элита задавала актуальные тенденции, стремясь идти в ногу со временем. Среди прочего, было модно передвигаться на личном транспорте. На мотоцикле, а затем и на автомобиле ездил кинорежиссер Лев Кулешов. Его спортивный «Форд» был привезен в Москву при активном участии Маяковского. На мотоцикле с коляской ездил конструктивист и кинорежиссер Алексей Ган. Варвара Степанова в конце 1920-х годов сожалела, что они с Александром Родченко так и не купили себе хотя бы «мотоциклетку», когда это было вполне доступно. Лиля Брик, только что удачно выступившая в качестве режиссера фильма «Стеклянный глаз», тоже мечтала о собственном авто.

 

Автомобиль «Рено», главный герой серии фотографий Родченко 1929 года, был привезен Маяковским из поездки во Францию. Так Лиля Брик стала одной из первых автолюбительниц в Москве. Владимир Маяковский купил машину летом 1928 года, когда собирался посетить Америку и Японию. Но, несмотря на информационную поддержку газет и журналов, широко анонсировавших автопробег, путешествие не состоялось. Покупал машину Маяковский на гонорар за пьесу «Клоп», которую он дописывал в это время в Париже и собирался заключать договор с издательством «Малик» в Берлине, а также за сценарий фильма «Идеал и одеяло» для режиссера Рене Клера. Когда 8 октября поэт выехал в Берлин (и далее в Париж), то среди прочих пожеланий Лили Брик записал следующую инструкцию по поводу машины: «Лучше закрытая – conduit interiere – со всеми запасными частями, с двумя запасными колесами, сзади чемодан»[1]. В числе аксессуаров упоминались автомобильные перчатки и «автомобильная одежда». Далее шел список непосредственно автомобильных принадлежностей: добавочный прожектор сбоку, дворники, стрелки, показывающие, куда поворачивает машина, теплая попона, чтобы не замерзала вода. Лучше всего Лиле подходил Бьюик или Рено. Но главное – чтобы не было похоже на такси, потому как в Москве уже с 1925 года появились такси марки Рено.

 

В итоге автомобиль «Renault NN2» был куплен за 20 тысяч франков. Маяковский сам все упаковывал и отправлял. Машина прибыла Москву в январе 1929 года. Это был четырехместный седан, снизу светло-серый, верхняя часть и крылья – черные. Обычно Маяковский ездил на этой машине с водителем А.К.Афанасьевым или В.И.Гамазиным (в прошлом – таксистом). Скорее всего, именно Афанасьев и отправился вместе с Лилей и Родченко в автопробег в сторону Ленинграда. В июне 1929 года Лиля Брик получила водительские права.

 

«Лиля Юрьевна увлеклась «Реношкой» со всем категоризмом, свойственным ее натуре. Она сшила специальное платье и костюм для езды, выписала из Парижа шапочку и перчатки»[2]. Из воспоминаний Лили Брик: «Родченко несколько раз просил меня сняться с новой машиной, но все как-то не получалось. А тут Володя уговорил меня сделать несколько фотографий с «Реношкой», я позвонила Александру Михайловичу и сказала, что собираюсь на машине в Ленинград. В Ленинград он со мной не мог поехать, но обрадовался возможности сделать снимки. Мы фотографировались в Москве, я была в одном платье, потом переоделась, заехали на заправку бензина к Земляному валу, он снимал с заднего сидения, как-то еще... Мы условились, что отъедем верст двадцать, он поснимает, а потом вернется домой, я же поеду дальше. Но дальше я не поехала, выяснилось, что дорога ужасна, и машина начала чихать, и вообще одной ехать так далеко скучно и опасно. На одной из фотографий я сижу в раздумье на подножке – ехать ли? И решила вернуться. Володе понравились эти отпечатки, и он жалел, что поездка не состоялась, тогда фотографий было бы больше. Потом мы между собой называли эту серию «Несостоявшееся путешествие»[3].

 

Хотя Лиля Брик и говорит о двадцати верстах - судя по некоторым фотографиям, путешественники доехали до Твери, а это уже больше 150 верст.

 

Среди отпечатков, подаренных Лиле Брик, не было драматических моментов ремонта баллонов. Также отсутствует эпизод, когда Родченко активно участвует в накачивании шин. Видно, что он одет вполне «по-автомобильному»: брюки с крагами, рубашка с вязаным галстуком. Рядом на траве – кофр от фотоаппарата «Лейка». Зато на снимках, которые увидел Маяковский, была масса других ярких мгновений: заправка, заливка воды в радиатор, руки Лили в перчатках на руле, состязание с лошадью на пустынном, присыпанном гравием Ленинградском шоссе. Выстроенные в цепочку, эти кадры служат своеобразным фотографическим дневником путешествия, в котором моменты движения чередуются с моментами пауз, вынужденного ожидания, пикника на обочине. Родченко заснял быт автолюбителя 1929 года.

Выставка продлится по 29 января 2017 года.

 

Генеральный партнер программы «История России в фотографиях» - ОАО «Новатэк»

 

 

Адрес: Казань, Кремль, 3-й подъезд,

Национальная художественная галерея «Хазинэ».

Тел. для справок: 5678-043, 5678-058

сайт: www.izo-museum.ru

 

[1] Лиля Брик. Жизнь. Василий В. Катанян. М.: Захаров, 2003, с.82.

[2] Лиля Брик. Жизнь. Василий В. Катанян. М.: Захаров, 2003, с.84

[3] Лиля Брик. Жизнь. Василий В. Катанян. М.: Захаров, 2003, с.84-85

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>