Ближайшие события

Возрастное ограничение

Национальная художественная галерея, г. Казань, Казанский Кремль, Музейный комплекс "Хазинэ", 3 подъезд

+7 (843) 567-80-43

Купить билет

Стоимость билета

Вход по билетам только на данную выставку от 150 до 300 рублей, либо по билету на все выставки (от 300 до 600 рублей). Лицам младше 18 вход свободный, до 14 лет требуется сопровождение родителя, от 14-ти - необходимо показать паспорт на кассе.

Как можно приобрести билет?

Билет можно приобрести прямо на кассе галереи

ВЫСТАВКА ОТКРЫТА ДО 28 ИЮЛЯ



Инклюзивная выставка «Незримые фактуры» является продолжением проекта «Чувствовать сквозь», прошедшего в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ в 2023 году. В этот раз основной темой экспозиции стала экология. Влияние человека на природу имеет глобальные масштабы.

 

Антропогенный фактор, который ведет к количественным и качественным изменениям окружающей среды, охватывает все ее составляющие. Как явный результат, к которому человечество движется – это потеря всех жизненных функций экосистемы. Данная проблема стоит особо остро как в научном сообществе, так и в мире в целом. Искусство XX-XXI веков в большей степени социализировано и обращает вектор своего развития на насущные проблемы. Художники ставят перед собой задачу заставить человека рефлексировать и думать о важных темах. Выставка «Незримые фактуры» погружает в противоречивый мир, где сталкиваются две противоположности: город и природа.

Эпоха антропоцена - термин, который был введен нидерландским ученым Паулем Крутценом в начале 2000-х годов как название новой геологической эпохи. Деятельность людей достигла таких масштабов влияния на окружающую среду, что человечество превратилось в одну из главных движущих сил природных процессов на Земле. В 2019 году Международная комиссия по стратиграфии признала «антропоцен» новой геологической эпохой, начавшейся в середине XX века.

Долгое время человеческое существование в окружении природы трактовалось как «уважение природы» (Питер Тейлор). Однако подобные установки неявно приводят к антропоцентрической концепции мира, где агентивностью (способность к действию) обладает только сообщество людей. Представленный факт привел к появлению иной системы – новой метафизики. Согласно идее Тимоти Мортона (английский философ) человек изначально является частью природной составляющей, таким образом представить его жизнь без окружающей среды невозможно. Отсюда возникает острая необходимость прихода к равновесию, отказу от агрессивного управления природными ресурсами.

Антропоцентрическая тема отражена основными маркерами городской среды: сетка, асфальт, металл. В скульптурных и живописных произведениях авторы обращаются к представленной теме непосредственно, изображая город и его внутренние процессы, а также опосредованно, делая отсылку к основной тематике через материал и формы. Общее колористическое решение работ, серое и безжизненное, отсылает к основным фактурам, окружающим человека в эпоху прогресса. Так, работы Евгения Завитневича (Лениногорск), выполненные в русле течения эко-арт, представляют образы из предметов, найденных на просторах родного города. Соединение металла и дерева рождает общую картину прогресса, который подчиняет себе природные мотивы и делает их своей неотъемлемой частью.

«Новая метафизика» как отражение баланса природной среды и человеческих сил показана через естественные материалы окружающего нас мира: дерево, камень, растительные элементы. В своих работах авторы создают через прямые или косвенные образы «дикой», нетронутой природы. Естественная, близкая к натуральным оттенкам, цветовая гамма переносит посетителя в состояние спокойствия. Керамика Татьяны Андреевой (Владивосток) передает ощущения, которые рождаются у человека в природной среде. Работая в согласии с окружающим миром, автор претворяет в жизнь природные сценарии, подчеркивая в них плавность и текучесть естественных форм.

Среди художников, представленных на выставке, авторы из разных городов России – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Лениногорск, Владивосток, Астрахань и другие. Также важной частью проекта стали работы из фондов Государственного музея изобразительных искусств РТ, многие из которых показаны в экспозиции впервые.

Инклюзивная выставка «Незримые фактуры» направлена на популяризацию искусства среди людей с ограниченными возможностями. Основной целью проекта стала возможность открыть для человека с особенностями развития мир творчества и позволить ему прочувствовать его иным образом. Главный принцип – активное участие посетителя: его прямой контакт с произведениями искусства.

Остались вопросы?

Оставьте свои контактные данные в форме. Мы свяжемся с вами в ближайшее время