Аннотация Дины Валеевой

Харис Абдрахманович Якупов – один из тех художников, чье творчество выросло и окрепло в послевоенные годы. Перед самой войной он окончил Казанское художественное училище и, сражаясь за Отчизну, помнил о живописи: всюду, где и когда только можно, запечатлевал отдельные эпизоды войны, портреты товарищей, сохранял в памяти краски природных явлений...

Шел 1946 год, когда молодой художник, вернувшись с фронта, снова взял в руку кисть. Его интересовали все живописные жанры – и пейзаж, и портрет, и тематическая картина. Но при всей широте поисков Харис Якупов очень скоро обрел своего героя, который как бы объединяет эти жанры в единое целое. Светлые, тихие пейзажи наполнены поэзией мирного бытия, и в жанровых картинах также живет радость человека, прошедшего через ад войны и вернувшегося на родную землю. Художник пишет мать с ясным и добрым взглядом, жизнерадостную молодую колхозницу, нефтяника, поэта. От лиц на этих полотнах веет внутренней силой. Якупов не идеализирует своих героев, но и не приземляет их. Он берет их крупным планом, выявляя главное в человеке.

Основные тенденции творчества Якупова определились в 1950–1960-х годах. С его именем связан один из важных этапов развития искусства Татарии, когда художники Л. Фаттахов, Н. Кузнецов, С. Лывин, В. Куделькин и с ними X. Якупов начинают участвовать во всесоюзных и всероссийских выставках, а картина «Подписание В. И. Лениным Декрета об образовании Татарской АССР» (1950), написанная X. Якуповым и Л. Фаттаховым, удостаивается Государственной премии.

Человек беспокойного и темпераментного отношения к жизни, X. Якупов уже в начале творчества заявил о себе как живописец, тяготеющий к социально-общественной теме. Страна поднималась из пепелищ. И главной фигурой становился человек строящий, поднимающий этот мир, уверенный в том, что завтрашний день будет лучше сегодняшнего. Вот этого-то человека в основном и пишет X. Якупов. Его герой – спокойный, сильный, знающий, что он может дать этой жизни, человек-творец. И хотя ранние полотна, в эстетическом и художественном плане находившиеся в основном русле всего советского искусства того времени, носят повествовательный характер, в них все же узнаваемы черты человека-творца – не созерцателя, не наблюдателя, а самого активного и непосредственного участника жизни. Это особенно наглядно прослеживается в портретах-картинах о людях труда, созданных в 1960-е годы. Психологической глубиной, колористической насыщенностью, богатством тонов проникнут один из лучших портретов, созданных художником, – «Портрет знатной свинарки М. Галиуллиной». Этот красочный образ молодой женщины исполнен глубокой правды, естественности и воспринимается как обобщенный образ, который вобрал в себя все лучшие качества и черты женщин-тружениц. В произведениях X. Якупова вырисовывается как бы один главный образ, один главный сюжет: человек и его дело, его место на земле – и этот свой главный сюжет он пишет всю жизнь. Общее в его картинах – героическое начало, начало универсальное, интернациональное.

В течение 1970-х годов живописец много работал над так называемой производственной темой. В таких этапных картинах X. Якупова, как «Золото Татарии» – о нефтяниках, «Челнинские красавицы» – о строительницах КамАЗа, – зритель слышит гимн людям труда, видит стремление художника полнее передать духовный облик своих героев, выразить главное и существенное в их облике.

Несомненны национальные истоки творчества X. Якупова, проявляющиеся в красочности и декоративной яркости цвета, в тех типажах, которых он изображает. Он словно изнутри схватывает суть национального, народного. Но творчество художника питается и лучшими традициями русского реалистического и советского искусства. Его духовные учителя – это ведущие мастера советской живописи: С. Герасимов, Б. Иогансон, А. Пластов, выразившие новое миропонимание, новый эстетический идеал своего времени. И в творчестве этих живописцев, и в творчестве X. Якупова четко видна энергичность реалистического рисунка в одном случае, монументализация образного языка – в другом, эмоционально напряженная декоративность цвета – в третьем.

Живопись его полотен всегда узнаваема, ибо он пользуется такими сочетаниями красок, такими мазками, которые присущи именно ему. Весь этот мир красок – мир художника X. Якупова, создающего в своем творчестве образ человека активного, уверенного, мир гражданственный, общественный, а не интимно-камерный. Это не случайно. Это идет от жизни, от самого характера живописца, от восприятия им нашей жизни. И этим выделяются работы X. Якупова в многообразной живописи Татарстана и России.

Пришло время, когда рухнула коммунистическая идеология, страна снова в руинах. Утратили ли свое значение картины X. Якупова? Нет, напротив. В них возникла сила какого-то еще неведомого ранее звучания. Они пробуждают в нас острое чувство ностальгии.

В 1994 году X. Якупов заканчивает и показывает на выставке «Тюркский мир» большую картину-триптих «Верь, взойдет она...». Эта картина поразила зрителей трагизмом своего звучания, высокой гражданственностью, активной жизненной позицией тогда уже немолодого мастера. Ведь, по существу, только Харис Якупов ответил на произошедшую со страной катастрофу страстным по звучанию полотном, в котором выразил всю боль души обманутого «демократами» и впавшего в самообман народа. Надо ли говорить, что смелая, открытая позиция человека-гражданина делает ему честь и как художнику. В целом в его творчестве, своеобразно преломляясь, всегда отражалась многообразная, сложная жизнь, и своими картинами он по-своему утверждал Правду, Красоту, Труд и Победу человеческого духа.

 

                                                                          Дина Валеева, кандидат искусствоведения

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>