
Окончила Казанский государственный архитектурно-технический институт (1919–1924), ученица Н.И.Фешина. Преподавала в учебных заведениях и Казанском художественном училище. В 1930-х годах она работала консультантом Выставочного комитета при Совнаркоме ТАССР по подготовке разделов ТАССР на Международной выставке 1937 года в Париже и Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР 1939 года в Москве. Была одним из оформителей павильона ТАССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР в Москве. Участвовала в оформлении и создании экспозиции зала «Народное творчество» павильона ТАССР. Член ТатАХРР, и Союза художников ТАССР.
Статья искусствоведа Дины Ахметовой
Художница Частихина Елена Константиновна (1900 – 1982)
Творчество казанской художницы Елены Константиновны Частихиной сегодня практически неизвестно, поскольку сохранилось всего пять ее работ за 1920 – 1930-е гг. Есть вероятность, что педагогическая, общественная деятельность перетянула ее творческие таланты, а то, что она была талантливым человеком со своим неординарным взглядом, можно утверждать совершенно точно.
Родилась будущая художница в Казани 23 мая (9 мая по ст. стилю) 1900 года в семье, как она писала в своей автобиографии, «почтово-телеграфного служащего». В 1909 году она поступила в приготовительный класс III-й Женской гимназии, которую окончила в 1918 году с золотой медалью.
Надо заметить, что эта гимназия была непростой. В здании гимназии в середине 19 века размещалась первое в Казани частное женское учебное заведение (прогимназия) хозяйкой которого являлась С. Ф. Вагнер (ул. Горького, 16 / Гоголя, 7). Она открыла в доме частный женский пансион с правом прогимназии, который разделялся на 6 классов с одним приготовительном. До 1895 года С.Ф. Вагнер была заведующей и вела французский язык. В 1895 году часть помещений дома она начала сдавать в аренду Казанской художественной школе (с 1895 по 1903 гг.). Именно в этом здании учились Н. Фешин, П. Беньков, Д. Бурлюк и др. В 1896-1897, 1898, 1901 гг. здесь устраивались художественные выставки с привлечением учащихся, как местных, так и Петербургской Академии художеств, а также местных и столичных, из Петербурга и Москвы, художников. В классах на первом и втором этажах экспонировались работы И. Е. Репина, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, А. А. Киселева, К. А. Савицкого, гравера В. В. Матэ и др.
24 мая 1870 года Министерство Народного просвещения преобразовало прогимназию в «Казанскую женскую третью гимназию». Гимназия открылась в составе двух отделений приготовительных классов и семи нормальных классов, восьмой класс (педагогический) был открыт в августе 1903 г. Когда в гимназии училась Частихина, художественной школы там уже не было, однако, рисование ученицам преподавала выпускница КХШ (1903) и Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге (1907) Надежда Николаевна Ивановская-Ливанова (1880 – 1963). Как писала потом сама Частихина, она «стала заниматься по рисованию у художника Н. Н. Ливановой, чуткого и внимательного педагога, и с этих пор ни одна выставка изобразительного искусства не проходила бесследно для учеников Н. Н. Ливановой. Своих учеников Надежда Николаевна знакомила со всеми выставками, которые открывались в Казани». В монографии о Николае Фешине искусствовед Г. А. Могильникова называла Надежду Николаевну «организатором детского художественного воспитания в Казани» (к сожалению, ее творческое наследие практически не сохранилось). Нельзя об этом не упомянуть, поскольку сама Частихина большую часть жизнь была педагогом, и многие годы именно детским.
Кстати, имя Николая Фешина в семье Частихиной хорошо знали, и она помнила его творчество еще с детства: «Наша семья любила искусство. Мать и отец часто посещали выставки и брали меня с собой. Мне нравились яркие краски на полотнах…».
В 1918 году, окончив гимназию, Елена Частихина, по настоянию родителей поступила на юридический факультет Казанского университета. В следующем году факультет был переименован в факультет общественных наук, Частихина аккуратно посещала занятия, сдавала зачеты, но любовь к искусству привела ее в конце 1919 г. в Казанские художественные мастерские, в которых она училась в начале параллельно университету. Через два года факультет закрылся, а Частихина полностью переключилась на обучение в мастерских. В 1919 г. она была принята в испытательно-подготовительную мастерскую, где работала под руководством питерского театрального художника Валентина Семеновича Щербакова, отца известного советского пейзажиста Бориса Щербакова. Через год была переведена в основную мастерскую, которую после отъезда в Петербург Щербакова возглавлял Павел Беньков и, наконец, она попадает в натурный класс, которым руководил Н. И. Фешин. В мастерской Щербакова Елена Частихина обучалась монументальному и театрально-декорационному искусству, изучала технику фрески, росписи стен, которыми занималась долгие годы. Помимо учебных работ, учащиеся осваивали производственное искусство. Так, ученики Щербакова ездили оформлять театры в деревни. Кантонные театрально-декорационные мастерские работали в течение двух лет и обслужили десятки кантонов. Также Частихина работала в Большом драматическом театре. Она долгие годы увлеклась театрально-декорационным искусством, к сожалению, эта сторона ее творчества пока неизвестна.
Фешин не часто появлялся на занятиях, поскольку жил за городом в Васильево и выехать в Казань было сложно. Но каждое занятие с учениками оставляло в их душах долгий след, натурные рисунки или живописные этюды, исправленные рукой Фешина, его ученики хранили как реликвию, переписывая натуру заново с учетом его замечаний. К сожалению, Частихина училась у Фешина в общей сложности только полгода, хотя помнила об этом всю жизнь как самое яркое воспоминание.
В 1922 г. после отъезда Щербакова, Частихина попадает в мастерскую к Игорю Никитину.
В последний год учебы в 1924 г. Частихина оказывается в мастерской Надежды Сапожниковой.
Интересным фактом творческой биографии Частихиной можно назвать то, что учащиеся, в отсутствии средств на натурщиков, сами становились моделями для рисования, и Частихина, судя по всему, была одной из самых популярных моделей. За период учебы, и немного позже, в середине 1920-х ее неоднократно рисовали учащиеся, а позднее и преподаватели Художественного техникума, где она сама уже работала. Например, известны три ее портрета соученицы Александры Родионовой (нач. 1920-х), также старосты курса Зои Кудряшовой, которая очень много работала с младшими в отсутствии Н. Фешина (1921). Наиболее художественно значимыми можно назвать ее портреты работы Василия Кирилловича Тимофеева, преподавателя и коллеги по Художественному техникуму. В 1926 году был написан яркий, насыщенный по цвету, в «фешинском» стиле портрет молодой Елены Частихиной, а в 1948-1950-х гг. он снова вернулся к ее образу, показав в образе зрелой женщины и также очень живописно и «по-фешински».
Интересен образ Е. Частихиной созданный в 1925 г. известной художницей-«шахматисткой» Галиной Сатониной. Если портреты Частихиной писались, как правило, в реалистической манере, то Сатонина сделала это очень декоративно, в коллажной орнаментальной манере, подчеркивая яркий, задорный характер молодой художницы.
Также писал ее портрет (1945) художник Д. П. Архипов, который скорее всего был знаком с Частихиной еще по мастерским в 1920-х гг., однако, портрет неизвестен. Но известен еще один, уже поздний портрет, созданный коллегой Частихиной (тогда уже преподавателя истории искусств) педагогом по рисованию средней школы № 99 (впоследствии педагога ДХШ № 2) Гертрудой Никитиной в 1959 году. Ощущение, что задор молодости и обаяния так и не покинул уже зрелую женщину. Наверно поэтому так любили писать ее портреты знакомые с ней казанские художники.
Кроме живописи, все обучающиеся проходили курсы по другим специальностям, как отмечала сама Частихина в своей автобиографии. Графике она училась у Н. Шикалова и И. Плещинского, а скульптуре у В. Богатырева, Г. Козлова, А. Кузнецовой-Ливановой.
Кроме того, по признанию Частихиной, большое влияние на нее оказал К. Чеботарев, а все работы с 1921 по 1925 гг. носят отчасти «левый» характер. Первая выставка для нее была ученическая 1923 года, где она показала натюрморт «Астры» (1923, ГМИИ РТ). Нельзя не заметить в этой работе влияние супрематизма в синтезе с реалистическим искусством. Картина была отмечена и в прессе.
Надо отметить, что Елена Частихина окончила в 1924 г. тогда уже Художественный институт без присуждения профессионального звания, с удостоверением о прохождении курса института. В том же году становится участницей 3-й конкурсной выставки Казанского художественно-технического института (Казань, 1924).
В 1924–1926 гг. Частихина работала помощником заведующей библиотекой Казанского художественно-технического техникума, работает преподавателем. В 1925 году вступает в Татарскую Ассоциацию художников революционной России (1925–1930) и довольно активно сотрудничает с этим движением. Например, она участвовала в IV Выставке картин, скульптуры, архитектуры и графики ТАХРР, открытой с 25 июня по 10 июля 1925 г. в Казани, в ознаменование 5-летия Татарской Республики. Там она представила 2 натюрморта. Также она участвовала на выставке АХРР в Москве (1926), и на всех выставках ТатАХРа с 1925 по 1930 гг. В 1930 г. приняла участие в выставке, посвященной Х-летию Татарской республики.
Известно по каталогам выставок, что Частихина участвовала в следующих выставках: 1-й Художественной передвижной выставке в 1936 г. в Зеленодольске в клубе им. Парижской коммуны; выставке изобразительного искусства профессионалов и самоучек, посвященной 20-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции, открытой в 1938 г. в Казани.
Выставка в Зеленодольске фактически была первой для только что организованного Союза художников ТАССР. По итогам участия в ней большинство художников были приняты в Союз, среди них и Частихина (в 1939 г.). На выставке в Зеленодольске Частихина показала две работы – «Телятник в совхозе» и «Утильсырье» (в собрании ГМИИ РТ).
В начале 1940-х гг. она работала в оформительском цехе товарищества «Татхудожник». Это была кооперативное товарищество, организованное при СХ ТАССР и финансировавшее его деятельность.
В 1930-е гг. она работала консультантом Выставочного комитета при Совнаркоме ТАССР по подготовке разделов ТАССР на Международной выставке 1937 г. в Париже и Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР 1939 г. в Москве. Частихина была одним из оформителей павильона ТАССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР в Москве (1939, архитектор И. Б. Гайнутдинов, художники П. Сперанский, Б. Урманче, И. Никитин, Е. Частихина, С. Ахун исполнил для павильона гипсовые барельефы на темы сельского хозяйства и промышленности). Она участвовала в оформлении и создании экспозиции зала «Народное творчество» павильона ТАССР. К сожалению, павильон не сохранился.
Во время войны Частихина приняла участие в Выставке произведений казанских художников, организованной к 25-летию Красной Армии. Она была открыта 8 марта 1943 г. в Казани, в Большом драматическом театре. Также ее имя стоит в каталоге выставки произведений казанских художников, посвященной XXIV годовщине ТАССР и 50-летию Казанского художественного училища. После войны она также принимала участие в юбилейной выставке художников Татарской АССР, посвященной 30-й годовщине образования Татарской АССР, открытой в 1949 г. в Казани (картина «Сирень», рисунки углем и акварели).
Во время Великой Отечественной войны в ее работах нашла воплощение тема борьбы с врагом, подвига советских людей, известно название одной из таких работ – «Близится расплаты час». Во время войны активно участвовала в работе Правления СХ ТАССР. Однако, в 1948 году Елена Частихина не была утверждена в СХ ТАССР, чем это было вызвано? Возможно, отсутствием творческих работ, но это было вполне объяснимо, ведь она много работала педагогом. Известно также, что она ухаживала за вернувшимся, вероятно, после войны из лагеря художником И. Никитиным (1889-1947).
Основная деятельность Е. К. Частихиной была педагогической, она преподавала в Казанском художественном техникуме в 1924–1934, 1941–1947 гг., а также в Детской художественной школе №1, где читала историю искусств. Школа была открыта 9 октября 1940 года по адресу: ул. Комлева, 16 (ныне ул. Муштари, 16, здание КХШ). Школа располагалась в одной комнате площадью в 44 кв. метра получердачного типа с тремя маленькими окнами, потолком, не достигающим 2-х метров высоты и тесным коридором в 12 метров, совершенно не пригодным для занятий.
Так случилось, что сохранившихся работ художницы Елены Частихиной всего пять, они находятся в фондах Государственного музея изобразительных искусств РТ. Три ярких декоративных цветочных натюрморта были выполнены еще во времена учебы в художественных мастерских (1923). Натюрморт «Астры» выглядит самым лаконичным и простым за счет абстрактного фона, состоящего из разноцветных «супрематических» плоскостей. Плоскости, напоминающие цветную бумагу из-за их свободного расположения в пространстве, находятся в некоем контрасте с реалистически прописанной вазой с цветами. Можно предположить знакомство Частихиной с творчеством Малевича, Розановой, Поповой, Родченко и синтетическую переработку их стилистики с реализмом, которому она всегда была верна. Сохранились также две замечательные работы 1930-х годов: «Утильсырье. Натюрморт» (1930) и «Элеватор» (1936). «Элеватор» – тонкая по колориту и настроению работа в жанре индустриального пейзажа. Картина на фанере «Утильсырье» производит неизгладимое впечатление своей темой. Возможно, художница не имела ничего серьезного в виду, изображая вещи, предназначенные к утилизации, но сам натюрморт был необычным. Если вспомнить, что в изобразительном искусстве в это время воспевались изобилие и победы страны Советов, то картина, где главная тема – старый мусор, вызывает чувство удивления. Хотя, тема вечная – картина-символ, как напоминание о суете и тщете времени и истории.
Всю свою жизнь Елена Частихина провела в Казани и умерла в 1980 году.
Ахметова Дина, главный научный сотрудник ГМИИ РТ