Выставка "Непарадный Ленинград"
с 01 июля 2021 по 28 июля 2021

Выставка «Непарадный Ленинград» из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга представляет ленинградскую пейзажную школу 1930–1940-х годов. В течение лета – осени 2021 года выставка будет показана в трех музеях: в Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан, г. Казань; в Челябинском государственном музее изобразительных искусств и Свердловском областном краеведческом музее, г. Екатеринбург.

 

Выставка состоит из более чем ста работ двадцати двух художников, среди которых Александр Ведерников, Владимир Гринберг, Николай Емельянов, Борис Ермолаев, Николай Лапшин, Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Алексей Почтенный, братья Анатолий и Виктор Прошкины, Александр Русаков, Николай Тырса, Яков Шур и другие.

С провозглашением принципов социалистического реализма и образованием в 1932 году единого Союза художников творческие искания нового выразительного языка в пейзажном жанре не завершились, а напротив, получили широкое развитие. Учитывая непростое время, в которое творили художники, — а это время террора и репрессий— можно расценивать их творчество как попытку уйти от действительности, от главных задач современности, поскольку даже среди художников бытовало мнение, что пейзаж — жанр несерьезный и неосновательный. Тем не менее, обращение к каталогам выставок 1930–1940-х годов дает основание сделать вывод о неизменном преобладании этого жанра в экспозициях не только регионального, но и общесоюзного значения.

Отличительной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными цветовыми пятнами и цветовыми взаимодействиями.

Помимо живописных работ, на выставке представлены произведения, выполненные в акварельной технике и технике гуаши, а также в технике литографии и гравюры. В них также прослеживаются аналоги живописных приемов. Нередкими являются повторения сюжетов и композиций в разной тональности и разных природных состояниях: закат и восход солнца, разное время года, дождливый или ясный день.

Название выставки «Непарадный Ленинград» неслучайно. Изображая город, художники стремились показать малоизвестные, отдаленные от центра города уголки

(Крюков канал, канал Грибоедова в районе Коломны), показать новые, недавно выстроенные кварталы на проспекте Стачек в Кировском районе или старые застройки в Новой деревне. Живописные и графические произведения ленинградских художников — мастеров ленинградской пейзажной школы живописи — дают возможность побывать в знакомых и малоизвестных уголках Ленинграда 1930–1940-х годов, ощутить удивительное слияние города и природы, наблюдая его состояние в разные времена года, в разное время суток. Монохромные черно-белые краски зимы, сочная зелень весны, яркое разноцветье лета и охристо-желтые тона осени, погруженные на картинах в городскую среду, способствуют эмоциональному восприятию города, позволяют увидеть его глазами художников, испытать чувство покоя, блаженства, умиротворения, тревоги, беспокойства или напряжения, которые испытывали они, когда создавали образ города с алыми закатами, серыми сумерками, оранжевыми восходами, синим прозрачным или низким серым небом.

<p 

Репортаж «Реального времени» с открытия выставки

Фоторепортаж ИА Татар информ с открытия выставки

Репортаж с открытия выставки Татар информ

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>