«Весна. Лето. Осень. Зима. Аллегории в западноевропейском искусстве»
с 14 марта 2020 по 14 августа 2020

Все мировое искусство пронизано аллегорическими сюжетами, часто несущими символическое значение. Знание и понимание их расширяет кругозор и восприятие художественного произведения. Предлагаемая выставка «Весна. Лето. Осень. Зима. Аллегории в западноевропейском искусстве» представляет коллекцию Ольги Затеевой, на примере которой можно проследить историю трактовки аллегорических сюжетов вокруг темы «Времена года» на протяжении XVI-XX веков.

Художники и скульпторы создавали как отдельные композиции, так и целые циклы на аллегорические сюжеты на протяжении столетий, каждый раз разрабатывая новые варианты пластического образа, отталкиваясь от традиции изображений предшествующих эпох. Художники XVI-ХХ веков вначале изменили трактовку сюжетов от жанрово-эмблематической, полной символов композиции к изображению реалистического пейзажа (в XVII веке); в XVIII веке из него возникла галантная сцена, превратившаяся в XIX веке в жанровую. Эпоха модерна постепенно вернулась к символическому видению сюжета, зачастую придавая иные смыслы и философские прочтения.

На представленной выставке можно увидеть несколько полных серий крупнейших нидерландских граверов XVI-XVII веков: «Времена года» и «Двенадцать месяцев» Ф. Галле, Я. Саделера, А. Колларта, К. де Пасса, Х. Гольциуса. К этому же времени относится серия итальянского мастера А. Темпесты. Развитие темы смены сезонов в собрании коллекционера прослеживается в работах разных стран и мастеров до начала ХХ века. Особое место занимает живописный цикл «Времена года», выполненный в 1893 году Ж. Шере, крупнейшим французским художником XIX века, мастером рекламы.

Расширяют представление о теме предметы из слоновой кости. Это любопытная часть собрания, так как в средневековых коллекциях отечественных музеев представлена в основном религиозная скульптура, а произведения более позднего времени недоступны широкому зрителю. Здесь же можно увидеть произведения мастеров Италии, Нидерландов, Германии и Франции XVII – начала XX веков.

Фарфор – гордость и страсть коллекционеров с XVIII века – представлен мелкой пластикой, вазами и отдельными предметами с удивительной надглазурной росписью Мейсенской, Берлинской, Неаполитанской и Венской фарфоровых мануфактур.

Прекрасным дополнением экспозиции являются аллегорические серии на темы «Возраст человека», «Четыре элемента», « Четыре стороны света», «Пять чувств».

Выставку «Весна. Лето. Осень. Зима. Аллегории в западноевропейском искусстве» из коллекции Ольги Кирилловны Затеевой предваряет экспозиция «Мифология», в залах которой представлена живопись и графика европейского искусства  XVI – начала XIX вв. из собрания ГМИИ РТ ( * афиша выставки в изображениях ниже)

С. Чапкина-Руга

 

   

Каталог ВЕСНА. ЛЕТО. ОСЕНЬ. ЗИМА.

Издательство "СканРус", автор-составитель: Софья Чапкина-Руга

 

Анна Тарлецкая и Илья Репин о выставке в интернет-газете «Реальное время»

«Известия Татарстана» о выставке

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>