Татары России. Фотографии конца XIX - начала XX веков
с 14 апреля 2017 по 06 августа 2017

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

При участии:

Отдела рукописей и редких книг Казанского федерального университета

Института Татарской энциклопедии Академии наук Республики Татарстан

Института истории им. Ш. Марджани Академии наук республики Татарстан

 

приглашают Вас 14 апреля 2017 года в 16.00

в Национальную художественную галерею «Хазинэ»

на открытие выставки

ТАТАРЫ РОССИИ

 ФОТОГРАФИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Частная коллекция Низами Ибраимова

 

Фотография проникла в Россию сразу после ее изобретения. По поручению Академии наук академик И.Х. Гамель в 1839 – 1841 гг. знакомится с Ф. Талботом, И. Ньепсом и Л. Дагером и доставляет в Россию описания известных в то время фотографических процессов, необходимую аппаратуру и химикаты, образцы снимков, в частности – большое количество дагерротипов.

В 1850 – 1860 годы фотография быстро распространялась по многим городам России. На новом поприще искали удачи люди разных сословий и специальностей - дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Подавали прошения об открытии дела доктора медицины, зубные врачи, аптекари, военные в отставке, чиновники, студенты. Самый большой процент среди владельцев фотографических заведений составляли художники, окончившие Московское училище живописи и ваяния и Санкт-Петербургскую Академию художеств. Фотография очень быстро приобрела массовый характер. К 1882 г. в России имелось уже около 800 фотографических заведений. К 1917 г. фотографические заведения имелись в каждом городе, а в сельской местности работали многочисленные разъездные фотографы, в том числе и любители.           

Выставка  в «Хазине»  ГМИИ РТ «Татары России. Фотография конца 19 - нач. 20 века»  впервые дает возможность ознакомиться с крупной коллекцией Низами Ибраимова – фотографии, открытые письма с изображением татар, мечетей и жанровых сцен рубежа веков.

Первые фотоснимки татар известны еще с 60-х годов XIX в., но это были, скорее, исключительные случаи. В дальнейшем, в результате тесного взаимодействия с христианским миром, высшие слои татарского общества приобщались к европейским новшествам, в том числе к искусству фотографии, гораздо раньше жителей отдельных мусульманских стран.

В экспозиции представлены фотографии татар, созданные в фотографических ателье  Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Чистополя, Астрахани, Нижнего Новгорода, Касимова, Уфы, городов  Сибири и Урала, Азербайджана, Узбекистана.  Большой интерес представляет крымская часть коллекции, где можно увидеть не только фотографии представителей различных семей, но и фотографии пейзажей, жанровые сцены, которые создавались как открытые письма для многочисленных путешественников России.

Появление фотографии стало еще одним шагом к раскрепощению татарской женщины. В экспозиции можно увидеть как одиночные портреты женщин, так и семейные, где татарская женщина, как правило, одета по европейской моде, но с элементами национального декора. Новое явление интересовало различные слои татарского общества, фотографии создавались по особым случаям, таким как бракосочетание, рождение ребенка, встреча друзей, партнеров по бизнесу, групповые фотографии различных обществ,   дарились родным и близким.

Обращает внимание то, что почти все надписи выполнены в  высоком литературном стиле,  о чем говорят дарственные надписи на татарском языке арабографическим письмом, переведенные для прочтения специально для выставки.   В надписях восхищает не только своеобразный этикет, уважительное обращение к адресату, которому дарился снимок, но и, как правило, прекрасный каллиграфический почерк автора, что обнаруживает в нем весьма образованного человека.

  Для того, чтобы получить снимок, татарки должны были предстать перед мужчиной-фотографом, показать ему свое лицо. Поэтому во многих городах ателье открывали женщины, что позволяло татаркам фотографироваться, не нарушая норм мусульманского общества.  И женщина, в обычное время скрывавшаяся в своей женской половине, представала на совместном снимке с мужем перед его близкими товарищами.  Фотографию, конечно же, не только дарили, но и демонстрировали родственникам, друзьям в семейных альбомах.  

В экспозиции, наряду с фотографиями,  представлены предметы татарского декоративно-прикладного искусства из коллекции ГМИИ РТ, частной коллекции Н. Ибраимова – женские головные уборы, ювелирные украшения, предметы быта, воссоздающие на выставке дух времени.

В этот период своей истории российская фотография утвердила свое место в качестве особого вида искусства, освоила основные фотографические жанры и виды фотосъемки. Издаются журналы по фотографии. Создаются многочисленные фотографические общества. Отдел редких книг и рукописей КФУ представил редкие издания рубежа веков: журналы для фотографов–любителей «Фотограф-любитель: руководство для начинающих» 1906 года и профессионалов - «Фотограф. Орган 5 отдела Императорского Русского технического общества по светописи и ее применениям», справочники, путеводители, настольные и дорожные книги и многое, что современному человеку будет интересно…

В экспозицию включены модели фотографического оборудования из коллекции Прокуратуры РТ,  а также  небольшая часть коллекции частного собирателя Расиха Фасхутдинова,  которые с большой достоверностью для зрителя создают образ ателье фотографа.  

В экспозицию включены исследовательские материалы о татарах России Татарской энциклопедии, Института истории Академии наук РТ, доктора искусствознания  Г. Сулеймановой-Валеевой, доктора исторических наук Л. Габдрафиковой. Малоизученная тема  о фотографах дореволюционной России представлена материалами исследований Д. Ахметовой о казанских и астраханских фотографах. Переводы с арабского письма известного арабиста-текстолога, каллиграфа Наджипа Наккаша позволили атрибутировать лица и имена на многих фотографиях «безымянной» коллекции. В экспозицию включены краткие биографии известных татарских семей – Апанаевых, Акчуриных, Ахтямовых, Гаспринских, Давлеткильдеевых, Ишмуратовых,  Максютовых, Мусиных, Терегуловых, Сабитовых, Утямышевых и др.

Охватив взором выставку, где представлено более 400 фотографий, стоит задуматься о наших современниках, которые выбрасывают, продают семейные фотографии, памятные знаки, символы ушедших поколений, которые становятся «безымянными», и поблагодарить тех, кто как драгоценность собирает их по крупицам, вглядывается в удивительно дорогие и родные лица и делится этим чудом с нами…

Выставка продлится по 7 июня 2017 года.                     

Адрес: Казань, Кремль, 3-й подъезд,

Национальная художественная галерея «Хазинэ».

Тел. для справок: 5678-043, 5678-058

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>