Шматёнок Тамара Дмитриевна – искусствовед Пермской государственной художественной галереи, член Союза художников РФ
Живопись Хамзы Шарипова лучше смотреть на выставке в большом и светлом зале, когда картин много. В этой ситуации художественный мир автора ощущается в его цельности и многогранности. Каждая картина вносит в эту цельность новую интонацию, новый аспект, неожиданно новый оттенок.
Современным художникам, в отличие от мастеров классической традиции, трудно высказаться полно в одной картине, в одном отдельно взятом произведении. Художественная реальность этих художников вариативна, она не дана им раз и навсегда. А то, что Хамза Шарипов современен и остро чувствует пульс времени, не вызывает сомнения.
Кажется, что его живопись вобрала в себя весь опыт XX века. Она далека от классической живописной традиции и большинство его работ вполне могут существовать как монументально-декоративная роспись или предметы декоративно-прикладного искусства. Живопись Х. Шарипова развивается на стыке и во взаимодействии станкового, монументального и декоративно-прикладного творчества. Иногда перед нами скорее графика на холсте: плоскостная, использующая незакрашенные участки холста как образ пространства. Иногда для создания образа и выявления мотива автор смело использует цветные ткани и бумагу – и в этих работах ощущаешь опыт художника-прикладника и особенно ценишь их рукотворность. Сам автор называет подобные работы интарсиями. Они обрамлены рамой и представлены как станковая живопись, имеющая ценность не столько сделанной вещи, сколько духовного послания.
Современность художника заключается не только в том, что язык его произведений построен на пластических поисках классического авангарда и знаково-символической системе архаических культур, что делает его живопись условной, далёкой от всякого натуроподобия. Важно другое – для художника поиски языка – не самоцель. Он относится к редкому ныне типу мастеров, работающих со смыслами. Современный, лаконичный и ёмкий художественный язык необходим ему для более высокой цели – поведать зрителю о своей системе ценностей. А она выражена в таких понятиях как Дом, Отечество, цельность и одухотворённость мира, его гармония.
В основе творчества Хамзы Шарипова лежит национальный фольклор, удивительные мифы, легенды и притчи татарского народа. Зачастую строчки из народных песен вписаны в художественное пространство. Вызывает восхищение, как органично соединил автор русско-европейскую традицию с национальным мировидением, национальной картиной мира. В центре этой картины мира несколько постоянно повторяющихся мотивов-символов, мотивов-архетипов: небо, земля, дом, человек, дерево, цветок, всадник, птица, конь, волк и др.
Картины Хамзы Шарипова зрелищны и декоративны, они увлекательны для созерцания и глубоко поэтичны. В них ощущается своя музыка. Она проявляется разнообразно, щедро и главный её источник – неуспокоенная душа художника. Душа странника.