Перенос выставок на декабрь: работа выставки Николая Фешина начнется 10 декабря в Главном здании ГМИИ РТ, работа выставки Николая Рериха начинается 15 декабря в Галерее современного искусства.
Гайша Абдрахмановна Рахманкулова (1913 – 1991)

Гайша Абдрахмановна Рахманкулова (1913 – 1991) родилась в деревне Карамалы Уфимского уезда (ныне Башкортостан). В 1931 году семьяпереехала в Казань. Окончила Казанское художественное училище (1936 – 1941). С 1942 работала в организации «Татхудожник», член Союза татарских художников.Заслуженный деятель искусств ТАССР (1974), народный художник ТАССР (1984).

 

         В истории искусства всегда есть имена, которые своей творческой судьбой являют уникальную его страницу, или им суждено быть первопроходцами. Таким художником в искусстве Татарстана стала Гайша Абдрахмановна Рахманкулова – первая профессиональная женщина -художник. Ею были созданы произведения во всех жанрах – портрете, натюрморте, жанровой картине, пейзаже, позднее она стала непревзойденным мастером акварели, привнеся в это чарующее, трепетное искусство свою ноту. Она создала свою поверхность листа, дышащего влажным, пульсирующим, живым движением жизни.

         В творчестве Рахманкуловой обозначаются два периода. Первый период, начало которого открывается студенческими работами конца 1930-х годов до 1961 года, целиком живописный. Художница почти не обращается к графике, весь ее творческий потенциал реализуется в картинах маслом – портрете, натюрморте, пейзаже, жанровой картине. Ее творчество первого этапа отражает темы войны, труда в тылу, послевоенные праздники и будни. Очень рано Гайша Рахманкулова получает признание своими произведениями «Пропагандист», «Юные натуралисты», «Аллея парка имени Горького» и начинает участвовать в крупных Всесоюзных, всероссийских выставках.

         Учась в конце 1930-х годов в Казанском художественном училище и окончив его в 1941 году, художница включилась в художественную среду того времени. Отражение реального мира занимало все помыслы художницы. Первые профессиональные работы были посвящены войне, тылу, жанровым сценам из повседневной жизни. Портретный жанр занимает ведущее место в то время.

         Другой этап, который охватил вторую половину творчества художницы, связан с акварелью. «Акварельная» стихия творчества началась с путешествия вокруг Европы, совершенная в 1962 году в составе группы татарских художников. Более шестидесяти листов, привезенных из круиза, с видами Парижа, Неаполя, Стамбула, Мальты, Афин, морских панорам Атлантического океана или Адриатического моря, составили целую выставку. Энергия мастера словно прорывается наружу, ее неудержимо влекут бесконечные возможности материала. Сознательно не задуманные как серии, листы складываются в них: цветочные натюрморты, интерьеры татарского дома, теплые, сделанные душой и руками глиняные игрушки и свистульки, гроздья сирени и черемухи – это все картинки и запахи детства. Городские сюжеты с парками, скверами, улицами наполнены присутствием людей, пестрого движения, приподнятости настроения. Поэтому ее влекут городские оживленные перекрестки улиц, вокзалы со скоплением людей и машин, парки с каруселями – словом, энергетические доминанты, акценты, где фокусируется время, ритм, пульс, где сосредоточены импульс и нерв города, его жизнь.

         В жанре портрета художница пишет масштабные циклы образов артистов казанских и гастролирующих театров. Для мастера важно все –выделить индивидуальность образа, выявить его психологические черты, а через сценический образ подчеркнуть индивидуальность модели. Среди портретов ее галереи – писатели, поэты, композиторы, искусствоведы, художники; типажи людей деревни (серия «Кырлай»), КамАЗа, строителей, нефтяников.

         Во всех гранях своего таланта мастер стремилась постичь суть вещей, их гармонию. Поэтому цветы в натюрмортах источают аромат. Глаза на портретах живут, пейзажи – дышат. Цвет в ее работах наполнен жизнью, скользит по поверхности листа. Акварель подвижна и вибрирует. Рука художника точна и виртуозна. Автор то максимально растворяется в увиденном, то отстраняется от него. В произведениях мастера – непосредственность мгновенного чувства и эпичность общего строя.

         У Рахманкуловой цвет, линия и пластика живут гармонично и согласованно, создавая полифонию живого голоса. Ее живописный дар, мотивы, пластика, ощущение мира – в радостном созидании. Написанная виртуозно и артистично, акварель Рахманкуловой в ее классическом виде становится языком живописи. Акварель стала не только частью живописного творчества художницы, но и самоценной и самостоятельной, живущей отдельной жизнью стихией. Акварель пронизывает всю ее структурную ткань. Цветная звонкость акварели определяет колорит ее станковых листов. Искусство Гайши Рахманкуловой наряду с мощью и масштабностью искусства Баки Урманче, выражает тонкие струны татарской души, подчеркивая национальные особенности - через пластику, цвет, ощущение праздника, характера и настроения. Конкретная жанровость и декоративность раскрывают обобщенную образность ее произведений.

 

Д.Д. Хисамова

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>