Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
23 ноября в 18.00 в Национальной художественной галерее "Хазинэ" - следующая лекция в рамках IV биеннале печатной графики "Всадник". Ольга Георгиевна Вербина, искусствовед, хранитель графики ГМИИ РТ расскажет подробно о классических техниках печатной графики и научит их различать. 
Аннотация «Рәхим итегез! Натюрморт, жанровая картина»

В рамках проекта Государственного Русского музея «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея» Государственный музей изобразительных искусств РТ представляет выставку из своей коллекции «Рәхим итегез! Натюрморт, жанровая картина, фарфор и серебро из собрания ГМИИ РТ». Произведения изобразительного искусства ХХ века художников России и Татарстана, а также русский и советский фарфор и серебро собраны под ракурсом темы, представляющей «кулинарные» сюжеты и предметы застолий.

Живопись «о еде» представлена, прежде всего, в натюрморте и тематической картине, получившей широкое развитие в искусстве ХХ века. Мастера живописи Татарстана работали в общем русле развития отечественного искусства, создавая произведения о своем времени, эпохе, современниках.

Ранние произведения довоенного времени представлены работой А.П. Родионовой «Натюрморт с тыквой» (1920-е гг.), в которой импрессионистическими свободными мазками воспевается красота: создание живописной феерии в сочетании синего и желтого цвета становится для автора первичным. В  пленэрном этюде В. Тимофеева «На веранде» (1933) запечатлена бытовая сценка. Женская фигура утопает в тени деревьев, словно в ореоле жаркого марева летнего дня. Жанровая картина М. Васильевой  «Питание татарина-крестьянина до революции» (1937) написана в традициях академической казанской школы рубежа XIX – XX вв. В ней воссоздается типичная для эпохи картина бедности и ущербности жизни народа до революции. Именно в конце 1930-х годов в стране укрепляется идеология «лучшей в мире страны» - «жить стало лучше, жить стало веселей!». В связи с этим уже к началу 1930-х гастрономический минимализм революционных лет, запечатленный в картинах К. Петрова-Водкина, А. Шевченко, сменился пышностью «колхозных праздников» сталинского времени А. Пластова, А. Герасимова и других. В этом же ключе работал в то время И. Машков, создавая гимн советскому изобилию («Советские хлебы», 1936). Главным  памятником культа изобилия стала «Книга о вкусной и здоровой пище», вышедшая в 1939 году. Как один из основных памятников сталинского сакрального искусства, она делает явной связь между двумя основными советскими культами труда и изобилия.

Послевоенное искусство Татарии было ознаменовано новым расцветом жанров, обогащением их новыми возможностями. Натюрморт из второстепенного превращается в самостоятельный и самодостаточный жанр, как это происходило не единожды в европейском и русском искусстве. Творчество К. Максимова во многом обращено к отображению красок земли через натюрморт, и он создает картины, восходящие в своей основе к традициям европейского и русского натюрморта. Для художника важное значение имеет передача фактуры каждого предмета, его вещественность и осязаемость.

Особенно большое значение натюрморт приобретает в творчестве В. Зуева, который на полотнах мастерски передавал пластичность вещей, фактуру, сочность и свежесть красок. В его творчестве появляются такие программные картины, как «Дары лесов» (1966), многочастный цикл «Времена года» (1970), воспевающий дары природы того или иного времени года, как, например, «Хлеб. Август», или триптих, славящий татарскую национальную кухню – «Снедь татарская» (1977). Все эти произведения логически продолжают линию прославления родной земли, ее изобилия, многообразия, щедрости, полноты жизни.

Камерные сюжеты произведений с видом из окна на зимний двор (С. Неустроев «Натюрморт с самоваром», 1976), бытовая забавная сценка с кошкой, умыкнувшей кусок мяса, воровато оглядывающейся на хозяев (Б. Майоров «Блудня», 1954), скромно сервированный стол с выпечкой к чаю (И. Халилуллов «Натюрморт с ватрушками», 1968), праздничный натюрморт с цветами и фруктами Р. Якуповой («Фрукты», 1994) дополняют общую картину мирной, доброй полнокровной жизни, которая заключается в красоте образов природы, в общении людей друг с другом.

На выставке экспонируется коллекция Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, представляющая меню коронационных обедов, оформленные русскими художниками конца XIX века В. Васнецовым, Э. Липгартом, М. Клодтом, а также поваренные книги  и периодическая литература рубежа XIX-XX веков.

 

 

 

Написать нам