Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
С 15 августа главное здание ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64) закрыто для посещения в связи со сменой экспозиции.
ВЫСТАВКА ИЗ СОБРАНИЯ ГМИИ РТ «КОРОВИН И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»
с 02 ноября 2016 по 12 февраля 2017

Выставка из собственных фондов ГМИИ РТ «Коровин и его окружение» представляет творчество русских художников рубежа XIX–XX вв., связанных тесными творческими и дружескими узами с Константином Коровиным. Сам художник, являясь в большей мере членом группы «Союз русских художников», был близок устремлениям мирискусников. Среди представленных произведений – работы его самых близких друзей В. Серова, И. Левитана, М. Врубеля, коллег и современников А. Головина, О. Браза, Б. Кустодиева. Эти мастера жили и творили в едином художественном пространстве. На этот период приходится пик общественного интереса к искусству во всех его проявлениях: кипела выставочная и издательская деятельность, шло плодотворное взаимодействие различных художественных течений и объединений, театра, музыкального искусства. Художники объединения «Мир искусства» находили темы для творчества в русской старине и античности, язычестве славян и французской культуре эпохи Людовика XIV; им были интересны не большие исторические темы, а интерпретации частных сторон жизни, привлекала сама эстетика искусства.

К. А. Коровин представлен произведениями, отражающими различные периоды творчества. «Натюрморт. Розы» (1916) – яркий пример темпераментной, сочной живописи художника. Цветовая палитра произведения поражает своим богатством и разнообразием, демонстрируя большой артистизм мастера, его профессиональное видение декоративности. Многоцветие красок и их многочисленные оттенки рождают праздничную феерию красок. Работа на пленэре, где ощущается прозрачность воздуха и яркость света, особенно хорошо заметна в «Зимнем пейзаже» (1917), где фейерверк размашистых мазков красочно, живописно передаёт настроение солнечного морозного дня.

      В экспозиции представлены полотна В. А. Серова. «Портрет Драгомировой» (1889) отмечен глубиной психологической характеристики и высокой техникой исполнения. Чудесен по цветовой гамме национальный украинский костюм. Всё здесь строится на сложных переходах – оттенки цвета измеряются еле заметными колебаниями, контуры фигуры и скатерти на столе слегка расплываются. В разработке света и цвета, передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявляются черты раннего русского импрессионизма. «Ифигения в Тавриде» (1893), отсылающая зрителя к мифам Древней Эллады, написана Серовым в Крыму, рядом с Бахчисараем. В этой работе чувствуется характерный для рубежа столетий синтез стилевых направлений.

      Другой значительный художник рубежа XIX–XX века О. Э. Браз (член «Мира искусства» и «Союза русских художников») был особенно известен изысканными женскими портретами и элегантными интерьерами, написанными в свободной манере и изысканными по колориту. В зале находится великолепное полотно Браза «Дама в жёлтом». В ранних музейных каталогах и описных книгах (вторая половина 1920-х годов) оно имело ещё одно название – «Портрет дамы в зеркале». Действительно, использование необычного ракурса и великолепие колористической градации жёлтого цвета особенно привлекают в портрете. Ощущение льющегося тепла, мягкого солнечного света вокруг фигуры и в зеркальном отражении, усиленное контрастом цветовых сочетаний, выдают пристрастие художника к тёплым краскам и тонам.

В экспозиции представлен женский портрет кисти Б. М. Кустодиева «Дама в голубом. П. М. Судковская» (1906). Это произведение – образец ранней живописи художника, вступившего в объединение «Мир искусства» на втором этапе его существования. Полотно «Дама в голубом» необычно для творческой практики Кустодиева. Этот большой портрет в рост, несомненно, был написан художником под впечатлением знаменитой работы К. А. Сомова «Дама в голубом». Через женские образы художники этого времени передавали ностальгическое восхищение прошлым, и образ дамы в голубом приобретал символический смысл.

Монументальное декоративное панно М. А. Врубеля «Полёт Фауста и Мефистофеля» – является эскизным вариантом известного одноимённого панно для готического кабинета особняка купцов В. А. и А. В. Морозовых. Это произведение с одной стороны – ценнейший материал для изучения творческих исканий художника в близкой ему литературной теме Гёте, которая, безусловно, имеет коренные связи с иной родственной ей главной темой творчества Врубеля – темой Демона. Художник работал крупными пятнами цвета, имеющими своеобразную линеарную окантовку сродни витражной технике. Эта найденная манера письма, особый «орнаментальный принцип» задавали ритмику движения пятен и линий по поверхности полотна, связывая врубелевские образы с модерном и, вместе с тем, придавая им особое условное и символическое звучание.

Символизм был особенно близок философии модерна и в большей степени определялся В. Э. Борисовым-Мусатовым. В стремлении «к уподоблению живописной структуры музыкальному образу» возникали произведения элегического, мечтательного характера, где преобладали вымысел, фантазия, сказка. Прямое воплощение этих устремлений мы находим в полотне «Гармония» (1897), эскизном варианте знаменитой картины, хранящейся в Третьяковской галерее. Соединением двух фантазийных цветовых тонов – холодных голубых и тёплых розовых – создаётся идеальный мир, где жизнь идёт неспешно, где прекрасные дамы и галантные кавалеры читают стихи, слушают музыку. Здесь всё исполнено высочайшей духовности, но при этом почти всегда – это «закатный», а значит исчезающий, либо призрачный мир.

История и мифология разных народов Земли являлась главным вдохновляющим началом творчества Н. К. Рериха. Оригинальная по замыслу и исполнению картина «Мехески – лунный народ» (1915) посвящена жизни древней цивилизации. Построенная на смелых контрастных сочетаниях обобщенных крупных пятен цвета, где образы людей намечены лаконично, но выразительно, художник доводит свою идею о взаимосвязи земного и космического до мощного объёмного символа. Художник работал в основном темперой, дававшей характерную матовую поверхность, приглушённость фактуры письма, достигая тем самым ещё большей символичности звучания образа.

Произведения русских художников рубежа XIX–XX вв. интересны и зрителю XXI века. Востребованность этих полотен на протяжении более чем столетия объясняется их высочайшим художественным уровнем.

 

Написать нам