Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
С апреля по сентябрь включительно санитарный день в главном здании музея переносится на первую среду месяца - музей закрыт для посещения.   
Русское изобразительное искусство рубежа XIX–XX столетий
с 01 августа 2015 по 11 октября 2015

НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ ГЛАВНОГО ЗДАНИЯ ГМИИ РТ

ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТУ ВЫСТАВКА ИЗ СОБСТВЕННЫХ ФОНДОВ

РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

РУБЕЖА XIX–XX СТОЛЕТИЙ

 

Переломный характер рубежа XIX–XX веков отразился на всех сферах жизни России, в том числе и на художественной культуре. На этот период приходится пик общественного интереса к художественной жизни. Одним из крупнейших обществ этого периода стала группа художников «Мир искусства» (1898–1924), противопоставляющих себя академизму и передвижничеству, пропагандирующих эстетические идеи синтеза искусств и особого вида ретроспективизм, основанный на внимательном изучении старины. На выставке можно увидеть работы лидеров объединения – идеолога и теоретика группы А.Н. Бенуа, ее членов К.А. Сомова, А.Я. Головина, а также других художников: С.Ю. Судейкина, Б.И. Анисфельда, П.И. Львова, Б.М. Кустодиева, Э.О. Визеля. Их произведения отмечены склонностью к театрализации, наполнены эстетикой стиля модерн, возникшего на платформе европейского неоромантизма и породившего в русской живописи различные виды стилизации. 

 

Привлекает внимание зрителей портрет работы А.Я. Головина, выполненный в технике пастели "Женщина в белом" с присущей художнику линеарной ясностью, подчеркнутой контурностью письма, уводит зрителя в иной, полный гармонии мир минувших столетий, мир XVIII века. 

 

 

 

 
   На выставке представлено великолепное полотно значительного художника рубежа XIX–XX веков, члена «Мира искусства» и «Союза русских художников» О.Э. Браза «Дама в желтом» (1902). Использование необычного ракурса и великолепие колористической градации желтого цвета особенно привлекают в этом полотне. Еще один оригинальный женский портрет «Дама в голубом. П.М. Судковская» (1906) Б.М. Кустодиева представляет собой своеобразный образец ранней живописи художника. Этот портрет необычен для творческой практики Кустодиева и любопытен для изучения стилевых соединений. 

    

 

 

Полотна «Пустынная страна. Феодосия» (1903) и «Гора святого Георгия» (1911) кисти художника К.Ф. Богаевского, входившего в известную киммерийскую школу живописи, – также типичные образцы символизма. Они написаны как образы старой земли, где фантастические представления живописца переплетаются с древней историей Крыма, рождая своеобразные изображения сказочной страны Феодосии.

    

 

 

Приверженец импрессионизма И.Э. Грабарь представлен на выставке тремя полотнами «Заход солнца» (1907), «Баба с ведрами» (1908) и «Утренний чай» (1917). «Заход солнца», переливающийся всеми оттенками цветового спектра, – пример увлечения художника неоимпрессионизмом, или, как его еще называют, пуантилизмом.

  

    

 

Художники-пуантилисты, доведшие выразительность живописного мазка до точечной чистоты краски, безусловно, максимально приблизились к символичной выразительности образов. Таковы представленные на выставке сказочные зимние пейзажи Н.В. Мещерина, из которых особенно созвучна эстетике модерна «Морозная ночь» (1908). Эта ночная зимняя фантазия, где каждый мазок положен продуманно, выверено, подобно кусочкам цветной мозаичной смальты, создана всеми оттенками синего и голубого, в результате чего рождается хрупкий хрустальный звенящий образ морозной зимней сказки. Для произведений неоимпрессионистов вообще характерна подобная звенящая структура: точечность мазка, создающая особенный музыкальный строй произведения. Таков ранний «Пейзаж с домом» (1900-е) Д.Д. Бурлюка, в последующем известного лидера футуристов.

 

    Примерами работ символического направления являются произведения членов художественной группы «Голубая роза» (1907), куда входили Н.П. Крымов, П.В. Кузнецов, П.С. Уткин, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, Н.Д. Милиоти. В их работах гармонично сочетаются условность, аллегоричность, декоративность, плоскостность. Стремление к стилизаторству, символике, иногда к примитивизации образа в духе лубка, детского творчества – характерная черта творческой группы. Общей тенденцией в развитии художников группы явился переход от импрессионизма к постимпрессионизму. К ним примыкал В.И. Денисов, очень близок их творческим устремлениям был художник В.А. Гальвич, произведения которых также показаны на выставке.

    Первоначально в деятельности голуборозовцев участвовали В.Э. Борисов-Мусатов и М.А. Врубель, искусство которых и до и после стояло особняком, но развивалось на той же эстетической платформе символизма. На выставке можно увидеть «Ветку дерева на фоне облаков» В.Э. Борисова-Мусатова, «Мадонну» Н.Д. Милиоти, «Богоматерь с серафимами» (1917) и «Праздник» В.А. Гальвича, «Весна. Хоровод» и «Пейзаж с речкой» В.И. Денисова, «Ветку» (1907) и «Морское дно»  (1913) П.С. Уткина.

  

 Монументальное полотно М.А. Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896) – гордость музейной коллекции русского искусства. Это четырехметровое декоративное панно является эскизным вариантом известного одноименного панно для готического кабинета особняка купцов В.А. и А.В. Морозовых в Москве.

  

 

Коллекция русского авангарда ГМИИ РТ представляет самое яркое явление в истории русского искусства начала ХХ века произведениями живописи и скульптуры известнейших русских художников: П.П. Кончаловского, А.В. Куприна, А.В. Лентулова, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, Р.Р. Фалька, В.В. Рождественского, И.И. Машкова, С.Т. Коненкова, Б.Д. Королева. На выставке отражены почти все этапы развития русского авангарда: от творчества его предтеч – М.А. Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова – до новейших течений в европейском и русском искусстве: кубизма, футуризма, примитивизма, абстракционизма. Эти явления раскрываются в деятельности таких наиболее известных художественных объединений русских мастеров как «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

 

Такие радикальные авангардисты, как М.Ф. Ларионов и Р.Р. Фальк, представлены работами разного периода творчества. Ранние произведения выполнены в духе импрессионизма, ставшего для многих авангардистов почти непременным этапом художественной эволюции. В «Саде весной» (1904?) М.Ф. Ларионова, в его прозрачности и созерцательности, в изысканности и скупости цветовой палитры, в ритмике композиции проявляется близость художника живописным поискам В.Э. Борисова-Мусатова. В "Провинциальной франтихе" (1907), того же мастера, грубоватость и наивность сочетаются с удивительной чистотой, чего художник добивается самыми скупыми средствами - упрощенными формами, выразительной линией и всего двумя красками - голубой и желтой.

  

 

В «Лизе на солнце» (1907) Р.Р. Фалька уравновешенная отрешенность и наклон головы сидящей женщины, ее образ, наполненный чистотой и гармоничностью, тоже невольно ассоциируются с женскими персонажами саратовского мастера. Но в смелых контрастах желтого и синего, в энергичности мазков – уже совершенно иной живописный темперамент.

В натюрмортах П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Куприна, В.В. Рождественского, представленных на выставке, рождается самодостаточная живописная стихия, темпераментная, яркая, эмоциональная, своеобразным камертоном которой служат расписные ярмарочные подносы. Натюрмортное восприятие мира, характерное для художников объединения, накладывало печать и на другие жанры – пейзаж, портрет.

В экспериментах с формой к границе беспредметности ближе всех подошел А.В. Лентулов, что хорошо видно в его работе представленной на выставке, в наполненном цветом и движением «Пейзаже» (1910-е), который дробится кубистическими объемами.

 

ВЫСТАВКА ПРОДЛИТСЯ ДО СЕРЕДИНЫ ОКТЯБРЯ

 

Написать нам