Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
 С апреля по сентябрь включительно санитарный день в главном здании музея переносится на первую среду месяца - музей закрыт для посещения.   
Аннотация к выставке

«АКТЁРЫ САМОЙЛОВЫ. ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ В КАЗАНИ…»

 

    Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства представляет выставку «Актёры Самойловы. Всё начиналось в Казани…».  Главной персоной этого проекта является личность Василия Васильевича Самойлова (1813–1887), принадлежавшего ко второму поколению актёрской династии Самойловых, самого яркого представителя театральной семьи. Часть жизни и начало творческой карьеры Василия Васильевича с Казанью.

Основателем династии были оперный певец Василий Михайлович Самойлов (1782–1839) и артистка Софья Васильевна Черникова-Самойлова (1787–1854). В юности Василий Михайлович, будущий знаменитый певец, ради любимого дела пошел на разрыв отношений с отцом, ушел из родительского дома. Выбор дался непросто. Но театр принёс радость творчества, успех, славу, любовь, семью. В 1813 году родился сын Василий. Родители не готовили его к театральной карьере, первый выход на сцену Василия Васильевича произошёл в Казани, можно сказать, случайно. Выпускник Петербургского Горного кадетского корпуса и Лесного института, служивший в Казани по части Морского министерства, допустил непозволительную дерзость в адрес вышестоящих лиц, после чего был вынужден подать в отставку. По ходатайству брата, Петра Васильевича, который служил в казанском театре, «оскандалившийся» Василий был в зачислен актером в труппу. Обладавший приятным тенором, он выступал в Казани в амплуа оперного певца в оперетте А. Верстовского «Дом сумасшедших» и опере В. Беллини «Женщина-лунатик». В 1834 году по приглашению отца Василий Васильевич возвращается в родной Петербург. Дебют на столичной сцене также состоялся в опере. Впоследствии Василий Васильевич Самойлов перешёл на драматические роли, которые и принесли ему широкое признание и известность.

На выставке «Актёры Самойловы. Всё начиналось в Казани…», представленной в ГМИИ РТ, – коллекция, состоящая из семейных фотографий, личных вещей, произведений живописи, графики. Не только вещи, обычно «живущие» в пространстве мемориального музея-квартиры в Санкт-Петербурге, но и семейная атмосфера дома Самойловых на короткий промежуток времени переносится из северной столицы в Казань. В этом прослеживается нечто символическое – великий актер приехал навестить город, где произошло его творческое становление. И вернулся он не один. Рядом с ним его близкие, друзья, добрые и старинные знакомцы. В камерной обстановке воссозданного интерьера возникает щемящее чувство – хозяева вышли лишь на мгновенье, сейчас они вернутся. Это впечатление не случайное, каждая вещь здесь не просто свидетель полуторавековой деятельности актеров Самойловых на театральных подмостках Петербурга, Москвы, Казани, но и часть жизни трёх поколений семьи. В каждой вещи, в каждом предмете, к которым прикасались наши блистательные соотечественники, – толика их тепла.

Мы видим в витрине выставки обязательный атрибут актёрской жизни – гримировальный ящик, некогда принадлежавший Василию Васильевичу. В те годы актёр был обязан следить за гримом и реквизитом лично. В обращении с гримом В. В. Самойлов был очень осторожным, если не сказать скупым: великий актер полагал, что перевоплощаться следует, внутренне превращаясь в того, кого играешь.

Рядом другие вещи, помнящие прикосновение рук актёра: нож для разрезания бумаги, украшенный зелёным камнем – хризопразом, приносившим, согласно легенде, актёрскую удачу, чашечка с блюдцем, портфель-бювар, трость.

С ними соседствуют предметы, принадлежавшие другим представителям семьи. Здесь документы, связанные с жизнью Павла Васильевича, сына Василия Васильевича и драматической актрисы Марии Алексеевны Бибиковой. Впервые Павел Васильевич вышел на театральную сцену тоже в Казани, фактически повторив начало артистического пути отца. Казанский дебют Павла очень скоро сменился триумфом в Петербурге. На выставке в ГМИИ РТ можно увидеть договор с труппой, в которой играл молодой Павел Васильевич в Казани. Павел, как и его отец, был неплохим художником. Он писал маслом миниатюры размером не больше открытки. Художественный талант Павла Васильевича Самойлова был признан современниками, о чем свидетельствуют представленные на выставке фотографии: на одной из фотографий актер стоит на фоне выставки живописи, где экспонируются его произведения.

В семье, где мать и отец выходили на сцену, дети сызмальства знакомились с профессией, проникались ею. Вместе с братьями, Петром и Василием, семейную традицию продолжила Надежда Васильевна Самойлова. На литографии из дома Самойловых «Кеттли, или Возвращение в Швейцарию» мы видим Надежду Васильевну в сценическом образе. Казанская публика могла видеть петербургскую актрису на сцене во время гастролей императорских театров. Да и Василий Васильевич после поступления в Александринский театр не раз бывал в Казани.

Творчество – неотъемлемая часть жизни семьи Самойловых. Маска часто более близка, чем реальность. Не только публика, но и сам участник спектакля может попасть под чары созданного образа. Кому, как ни актёру, это знать. Возможно, в этом кроется секрет интереса Василия Васильевича Самойлова к окружающему миру. Простая обыденность для него превращалась в самое необычное действо. Малейшая фальшь, игра вызывали отторжение, и актёр превращался в художника, ищущего реального, настоящего, земного, противного иллюзии. Рядом с работами известных мастеров графики (В.Ф. Тимм, Р.К. Жуковский) в его доме хранились собственные произведения. В поездках по России, Италии, Германии, Швейцарии Василия Васильевича сопровождали краски, кисти, карандаши. Как мастер кисти он освоил множество техник, среди его работ – живопись маслом, акварель, рисунок карандашом, соусом, пастелью. Сочетание техник и материалов позволяло добиваться желаемых эффектов, в которых воплощался художественный талант и умение видеть момент, состояние модели, природы.

Яркие живые краски создают динамичный и одухотворённый образ извозчика. Почти неприметные морщинки, глубокие серые глаза, ещё не старый, но многое повидавший мужик, чуточку ироничный, немного с хитринкой подкупает своей правдивостью: настоящий! Продолжением галереи живых образов становятся «Крымский татарин», «Портрет Азим Кумыса», «Пастух в Ялте», «Рыбак», «Эстонский крестьянин». В каждой из работ автор ищет момент единения внешнего и внутреннего состояний человека.

В простом карандашном рисунке постигается видение актёром своей профессии. Цвет мешает передать внутреннее состояние человека, вошедшего в роль, его психологическое и физическое напряжение, которое незаметно зрителю.

Не каждый художник-профессионал обращается к технике акварели. Обуздать её неистовый нрав – задача не из лёгких. Но как в воздушных мазках акварель «Художник Карио за работой» передает динамику движения! Пожалуй, ещё лучше здесь отражается восхищение Василия Васильевича акварелью, передается личность автора, его отношение к театру. В пейзажах видны дороги, по которым приходилось ходить В.В. Самойлову. Он радовался красоте средней полосы России, бывал в Крыму, природа которого восхитила его, с вдохновением повествовал о путешествиях по Европе («Пейзаж», «У реки», «Озеро в горах», «Рынок в Неаполе», «Улица в городе»).

Завершающей нотой выставки являются предметы театрального и повседневного быта конца XIX – начала XX века, не принадлежавшие семье Самойловых. Театральные трубки и пришедшие им на смену в 1900-е бинокли. Простые и замысловато украшенные, они органично вписывались в моду и жизнь своего времени. Забавные веера с экранами, где изображались театральные сцены, опахала служившие не просто источником легкой прохлады, но подсказками для весёлых игр в семейном и дружеском кругу. Коробочки с карикатурами – вращающаяся крышечка позволяла здесь видеть  множество комичных лиц у одного и того же персонажа. Программа Казанского театра, фотографии – в них тоже хранятся воспоминания о жизни Самойловых в Казани, частью истории которой стали эти талантливые люди.

 

(Составлено на основе материалов,

предоставленных Санкт-Петербургским  государственным музеем

театрального и музыкального искусства)  


 

Написать нам