Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
Аннотация к выставке

ЧЕТВЕРТАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛИ

 

    Межрегиональная выставка акварели традиционно проходит в Казани раз в два года и превратилась в знаковое событие для ценителей этого утончённого искусства. Проект дарит возможность увидеть только вышедшие из-под кисти работы знакомых художников, открыть новые имена, познакомиться с произведениями мастеров других регионов. Постоянно стремясь к увеличению числа участников и расширению географии, межрегиональная выставка акварели – строгий арбитр, соединяющий самое яркое и интересное в художественной жизни Казани и других городов Поволжья (Нижний Новгород, Чебоксары, Дзержинск, Набережные Челны и другие). Межрегиональная выставка акварели не ограничивает участников проекта по жанру и стилистике.

    Среди имён участников IV межрегиональной выставки акварели хорошо известные в Казани художники: А. Иншаков, А. Тимергалина, М. Кузнецов, Н. Васильева В. Вьюшков. Разноплановые, все они в своём искусстве раскрывают творческие искания и традиции казанской школы акварели, сплетая из традиций, формировавшихся многие годы, и экспериментов замысловатый узор художественной жизни города. Спокойствие, умиротворённость, сдержанность, лиризм у А. Иншакова отражаются и в избранной теме, и в технике. В иллюстрациях А. Тимергалиной к книге Редьярда Киплинга «Маугли» хорошо ощутима тесная взаимосвязь казанских художников-графиков с издательским делом. Здесь отражается характерное желание художника создать яркий запоминающийся образ и умение перенести читателя в мир книжных героев. Н. Васильева и М. Кузнецов представили на суд зрителей работы, в которых современное видение мира и искусства врывается в довольно консервативный мир акварели. У Н. Васильевой это сделано мягко и ненавязчиво, с сохранением чувства плавности красок. А вот М. Кузнецов играет на контрасте, конфликте восприятия – это как бы и не акварель. Сильные линии, живописная мощь, вот первое ощущение от серии «Движение воды». Подходишь ближе и видишь образную выразительность, воплощённую в философское обобщение мира, рождённого стихией воды – неутомимой в своём движении.

    Экспрессивное «Движение вод» М. Кузнецова, соседствуя с нежными и лиричными образами, созданными Е. Макаровой, демонстрирует ритм жизни, приятной своей переменчивостью настроений.    

В Чебоксарах давно и крепко укоренились традиции многослойной акварели. Формирующиеся под её влиянием мастера немного иначе смотрят на мир. Подчиняя себе коварную и своевольную технику, демонстрируют остроту глаза и твёрдость руки. Они скупы на свободу и широту движения кисти: не линия, не заливка, а прозрачность красок – вот что рождает их произведения. И здесь Е. Макарова выступает достойной наследницей таких художников Чувашии, как В. Бритвин, А. Арапов, М. Гаврилов. Эти мастера многослойной акварели  не связаны путами условностей. Пейзаж и жанровая композиция, история и повседневная красота – калейдоскоп картин реального мира.

    Правда, не только многослойная техника, ставшая визитной карточкой чебоксарской школы художников-акварелистов, создаёт её лицо. «Сундучок с гримом» Л. Сидоровой не просто театральный сюжет, промелькнувший в творчестве, – это современное осмысление образов комедии дель арте. Цвет, линии возвращают в мир уличного театра марионеток, героев и сюжетов, неотделимых от надеваемых масок, написанных с современников, часто черезчур комичных и в то же время родных. Ведь маска и тогда и сейчас ближе человеку, чем истинный мир души.

    Сильными мастерами и большим количеством работ представлена нижегородская школа. В работах её мастеров  (В. Величко, И. Ворожейкин, Е. Грачёва, В. Рекин, В. Кузнецов, П. Рыбаков и другие) чувствуется свой подход к художественному образу, поиск новых выразительных средств, желание экспериментировать. Рядом со ставшими привычными сюжетами, повествующими о простой и близкой сердцу красоте природы, очарованием небольшой деревеньки, тёплой даже в холодный зимний день, зовущей уставшего путника, встречаешь образ молодой студентки – легкомысленный и философский одновременно, как сама юность.

    Надо признать – независимо от региона, – в современной акварели Поволжья преобладают такие жанры, как пейзаж и натюрморт. Это исторически сложившаяся тенденция характерная для данного вида искусства и остаётся интересна и зрителю и художнику. Хотя всё более явственно проявляется попытка переосмыслить цели и задачи, стоящие перед современной акварелью, намечаются новые линии развития. И Четвертая межрегиональная выставка акварели способствует рождению новой волны. Через возможность представить новые оригинальные идеи, диалог отдельных художников и целых художественных школ разрывается канва статичности, превращая искусство акварели в активного участника современных ему социальных процессов и жизни общества.

 

Р. А. Гатилов

Написать нам