Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан
г.Казань
ул.Карла Маркса, 64
8(843) 236-69-31
kazfineartmus@mail.ru
С апреля по сентябрь включительно санитарный день в главном здании музея переносится на первую среду месяца - музей закрыт для посещения.   
Аннотация к выставке

ЖИВОПИСЬ В ХРАМЕ ИСЦЕЛЕНИЯ

 

«Искусство и наука – два глаза

 человеческой культуры»

(Ю. Лотман)

 

         Сложность и многообразие нашей жизни включают в себя разные сферы деятельности человека, его проблемы, интересы, возможности… Одной из необходимых и важных сторон жизни человека является интерес и тяга к искусству, потребность в нем. Это выражается стремлением души к росту, обогащению внутреннего мира, к выражению себя в художественной деятельности.

         В разные времена жили и творили на земле удивительные личности, совмещавшие в своей творческой душе и научную деятельность, и совершенное владение художественным творчеством. Б. Спиноза в XVII веке был шлифовальщиком стекол очков и известным философом. А. Эйнштейн в конце XIX – начале XX вв. был великим ученым-физиком и, в то же время, великолепно играл на скрипке.

Только у нас в России мы знаем немало таких мастеров, своей яркой деятельностью оставивших след в культуре нашей страны. Одним из них был А. Бородин, ученый-химик, сделавший ряд открытий в этой науке и, одновременно, он был прекрасным композитором, членом объединения «Могучая кучка», создавшим изумительную оперу «Князь Игорь», произведения для фортепиано и оркестра, романсы, которые невозможно забыть. Например, «Для берегов Отчизны дальней» на стихи Пушкина… Для Бородина одинаково были близки, дороги и химические опыты, и музыкальное творчество.

Другим великим мастером, вдохновенным писателем и, в то же время, известным земским доктором, лечившим десятки людей, был А. Чехов. Его художественное творчество: пьесы, повести и рассказы, – давно уже стали общечеловеческим, общемировым достоянием культуры. Не менее известно имя врача и знаменитого писателя В. Даля, автора пьес и великого 4-хтомного Большого словаря русского языка…

Проходят годы и столетия, но всегда рождаются в мире замечательно талантливые люди, которые удивляют нас своими необыкновенными личностными чертами, своими творческими достижениями.

Вот и в Казани живет и служит прекрасный, добрый, мастерски владеющий своей профессией хирурга-травматолога доктор  и талантливый, влюбленный в живопись художник – Альберт Галимов.

В руках его одновременно – кисть художника-живописца и инструмент хирурга-травматолога. Такие, кажется, несовместимые роды деятельности, но той и другой он владеет одинаково уверенно. Галимов сменяет один вид творчества на другой. Я не оговорилась: хирургию-травматологию доктор воспринимает тоже как творчество, ибо соединение, возвращение к жизни сломанных костей ног, рук, позвоночника – для него тоже творчество. Как в живописи нужно знать тончайшие законы, нюансы сочетания, взаимодействия цвета, тонов, так в хирургии необходимо чувствовать, в совершенстве понимать строение искалеченных костей, невидимых глазу, но живых соединений нервов, частиц тканей… Я уверена, что эти разные виды деятельности необъяснимым образом помогают мастеру и писать светлые живописные картины, и более успешно возвращать к жизни здоровье людей, пострадавших от несчастных случаев. Очень многим больным он вернул и постоянно возвращает здоровье, давая людям возможность снова двигаться, ходить, работать, возрождая в их душах чувство своей полноценности, чувство уверенности и желания снова жить.

Однако не одной только медицине предан Альберт Галимов. Еще с детских лет его влекло к себе искусство, живопись. Он окончил художественную школу, и с тех пор любовь и увлечение искусством не оставляют его. Творчество Галимова вдохновляют великие творения Веласкеса, Рембрандта, Вермеера. Он учится у Федора Васильева, Сурикова, Врубеля. Изучает их творческий метод, колористические соотношения в их композициях. Этот немой диалог, общение с великими мастерами через их произведения для него всегда счастье… Из всех жанров его более всего интересует пейзаж. В картинах природы трогательно и взволнованно передаются переживания, размышления художников о родине, о ее красотах.

В нечастые свободные дни он разъезжает по стране или путешествует заграницей и делает наброски, пишет этюды, картины. Наблюдательному человеку природа открывает множество возможностей изобразить то или иное интересное состояние, живописный мотив. Во время этих поездок Галимовым создано большинство пейзажей – окрестностей Казани, видов Алтая,  Сибири, за рубежом – городские виды, виды природных красот Италии, Франции, Скандинавии.

Как возникают его композиции? Он внимательно присматривается к понравившемуся мотиву, и только когда этот мотив входит в его душу, задев в ней какие-то ему одному ведомые струны, берется за работу по-настоящему. Это относится как к городским сюжетам, так и к сюжетам, затронувшим его в самой природе. Любая композиция, которую он создает, приоткрывает завесу его души – настроения, мечты, очарованности красотой, желания остановить мгновение в его исчезающем полете. Вот в «Поисках образа» (2008) – момент соединения тишины в природе и тишины в душе художника, когда он чувствует себя неотделимой частью окружающего мира.

Этот сюжет – состояние души человека, слившейся с красотой и тайнами природы, – не раз появляется в пейзажах Галимова: «Встреча в сумерках» (1999), «Беседы о былом» (2000). В любом состоянии, проявлении природы художник ищет красоту. Неважно, какое это время года: весна, осень, лето – красота постоянно живет в синеве небес, в тающем снеге, в тянущемся к солнцу тонком деревце.

В городских сюжетах он также ищет своеобразие, определенную философию. Исчезающие старые дома городов, в которых много лет жили поколения людей, рождают печаль в душе художника. Вот старая, уже исчезнувшая деревянная Казань, ряд нескольких домов. Когда-то это была оживленная улица, где жили люди. Они так же, как и мы сейчас, работали, учились, любили, были счастливы и несчастливы… Об этом говорит незамысловатая, на первый взгляд, простая композиция художника, что подчеркнуто и градацией разных тонов коричневого цвета изображенных домов, которую слегка смягчают солнечное освещение улицы и отдающие голубым стекла домов…

Легко узнаваемая панорама Казанского кремля дана в окружении весеннего воздуха, голубоватого тающего снега. Такой же ракурс вида Кремля когда-то прекрасно был изображен замечательным казанским живописцем Н.Д. Кузнецовым. Его композиция была исполнена чувством радости расцветающей весны, будившей в душе надежду и ожидание праздника. У Галимова этот сюжет весны смотрится не картиной, а легким наброском, этюдом, передающим не настроение, а впечатление, возникшее от быстрого взгляда на панораму и сохранившего его как одного из преходящих мгновений жизни.

Другой настрой, другое состояние природы – более богатое колористически, светящееся обилием золотых и оранжевых сочетаний цвета, показывают осенние пейзажи художника. В них его интересуют контрасты голубых, почти синих небес и роскошно горящих ярким осенним огнем лесов. Иногда в его композициях появляются мотивы натюрмортов. В них так же, как и в пейзажах, он ищет загадки сочетания и взаимодействия разных предметов – посуды, плодов, цветов, - и также открывает законы гармонии так, как он их видит, чувствует. Во всех этих этюдах и картинах о природе – отражение богатой души автора, поиски им вечной гармонии в проявлениях жизни, в природе, в простых цветах и предметах. В целом, перед нами, несомненно, замечательная творческая личность, в произведениях которого живет самое лучшее качество его души -  любовь к человеку, желание исцелить красотой его душу.

Время от времени Альберт Галимов устраивает свои персональные выставки на разных площадках Казани. Он принимает участие и на общих показах произведений татарстанских художников. Когда в 1990-х годах возникло объединение «Дастан», художник был одним из первых и активных его участников. Он всегда деятелен, уверен, быстр и стремителен в обеих своих ипостасях – медицине и живописи.

Обобщая, можно сказать, что художественная потребность, необходимая для общества и отдельной личности, создается взаимоотношением между художественным творчеством и реальной жизнью. Искусство в высшем своем проявлении всегда отражает жизнь. И когда в одной творческой личности совмещаются разные таланты, относящиеся к разным видам деятельности, тогда и можно говорить о «двух глазах культуры». Художник, будь он живописец, композитор, писатель или ученый, – выполняет свою великую миссию духовного наполнения общества и придания его жизни большего смысла и значения. Среди этих творческих имен – имя Альберта Галимова, доктора и живописца.

 

                                      Дина Валеева, кандидат искусствоведения,

                                      Заслуженный деятель искусств РТ, старший

                                      научный сотрудник ГМИИ РТ

Написать нам