Мастерица виноватых взоров…
Живопись XIX–начала XX вв. из собрания ГМИИ РТ
14 февраля 2019 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ состоялось открытие-концерт выставки живописи XIX–начала XX вв. из собрания ГМИИ РТ «Мастерица виноватых взоров…»
Мастерица виноватых взоров,
Маленьких держательница плеч!
Усмирен мужской опасный норов,
Не звучит утопленница-речь.
….
Осип Мандельштам
Галерея женских образов, пейзажей и сюжетных произведений, представленных на открывшейся в «Хазинэ» выставке, даёт возможность почувствовать своеобразие эпохи XIX–начала XX веков. Женщина с ее напряженной эмоциональностью живо и непосредственно впитывает особенности своего времени, в значительной мере обгоняя его. В этом смысле характер женщины можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни.
В образах своих современниц живописцы отразили различные художественные и нравственные идеалы, способствовавшие развитию различных портретных типов и вариантов идеализированной и реальной женщины: утонченные «светские львицы», милые и простодушные «уездные барышни», «тургеневские девушки», сентиментальные «кисейные» барышни.
Художники конца XIX - начала XX века (такие крупные портретисты, как Визель Э.О., Фешин Н.И., Беньков П.П.), опираясь на достижения предшествовавшего искусства, стремились расширить возможности образного воздействия произведения, добиться в своих работах большей остроты и выразительности живописно-пластического языка.
Начало ХХ века в русском искусстве открыло для творчества глубины подсознания. Появляются новые типы женщин в русском изобразительном искусстве: женщины русских усадебных руин Борисова-Мусатова, целомудренные христовы невесты Нестерова, дикие малявинские бабы и декоративно прекрасные купчихи Кустодиева, сменившие собою академических итальянок с тамбурином, украинок у плетня и чахоточных революционерок.
На выставке в Национальной художественной галерее «Хазинэ» представлены как хорошо известные и любимые поклонниками нашего музея произведения Тропинина В.А «Портрет балерины Татьяны Сергеевны Карпаковой», Журавлева Ф.С. «Боярышня», Айвазовского И.К. «Гондольер на море ночью», Серова В. А. «Ифигения в Тавриде» и работы других выдающихся художников, ранее выставлявшиеся в главном здании ГМИИ РТ, так и редко экспонируемые пейзажи Первухина К.К. «Венеция» и «В горах» и, впервые после реставрации, «Портрет неизвестной» Михайлова Н.И.
Выставка продлится до конца июня 2019 года.