Ход листом .
Можно было назвать моё вступление Реинкарнация (по отношению к данной выставке) : новая жизнь листа, упавшего с дерева и поднятого не мной и не тобой, а художником по имени Хамза Шарипов. На листе акриловыми красками создаётся миниатюрное изображение, например, деревенского пейзажа, плавающей рыбы, птицы, деревья, или неожиданно «исправленных» дорожных знаков . Я была поражена и сражена при нашей первой же встрече. Впервые увидев художника и его произведения , я поняла, что концептуализм челнинского гражданина ставит меня в тупик. Умно. Талантливо. Надо это показать в стенах старейшего российского университета и Сергей Павлович Дягилев был бы доволен. Он всегда понимал, что Россия не только загадочна, но, на зависть миру, полна людьми одарёнными и неординарными.
Хамза Шарипов гордость «татарского авангарда».В городе Набережные Челны, куда он приехал жить в 1987 году после окончания Мухинского училища в Ленинграде, это имя почитаемо. Художническая активность Хамзы давно перехлестнула набережные разных стран – с его творчеством знакомы в России, Турции, Германии, США, Японии, Объединённых арабских Эмиратах, Пакистане, Польше, Эстонии. В России его знают и признают от Елабуги до Петербурга, от Волгограда до Перми.
Он фундаментально знает восточную культуру , постиг разные философские течения , всеяден и любопытен к народным традиционным и новым техникам. Художник мастерски в своём творчестве соединяет архаику, примитив, авангард. При этом добивается какого-то нового, смею сказать, рафинированного звучания целенаправленного сочетания Востока и Запада.
Думаю , так рождается и закрепляется в сознании , кажущийся простым , яркий результат личностного проникновения в суть концептуализма. Корни его самообразования в эмоциональных ощущениях разных материалов и противоположных традиций. Как естествоиспытатель , он экспериментирует в технике интарсии, из цветной драповой ткани или бумаги.,. – адаптируется к традициям индийского народного искусства "живописи на листьях".Знаки и символы пишутся им с такой конкретикой, что условность его искусства весьма относительна или иначе - обладает магией, так ценимой в искусстве.
И в заключении. В арт - пространстве ХХI века отражается сама реальность:-контрастная, жесткая, разрушительная с одной стороны и сочинённо- гармоничная , с другой,. Художник идет своей тропой и находит красоту внутри собственной души и величия картины сливающихся Земли и Неба. Он хочет сберечь своим творчеством «Хрупкий мир искусства.» и обращается не просто к зрителю, а к новому человечеству, каким оно может стать.
Татьяна Юрьева
Директор музея
современного искусства
им. Дягилева СПбГУ