Рисунки военных лет Хариса Якупова (1919 — 2010)

«МЫ ВСЕ СТРЕМИЛИСЬ К ПОБЕДЕ…».  ФРОНТОВЫЕ ЗАРИСОВКИ ХАРИСА ЯКУПОВА.

В собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан хранится свыше 120 рисунков пятнадцати художников-фронтовиков Татарстана. В этой коллекции особое место занимают военные рисунки Хариса Абдрахмановича Якупова (1919 — 2010). Они выделяются в ряду других не только множеством надписей, описанием операций, географических названий, приказов командования, но и тщательностью исполнения, прорисовкой деталей, построением композиции.

Долгим оказался путь к Победе начинающего художника, студента Казанского художественного училища Хариса Якупова. В январе 1940 года его призвали в Красную армию, где он прослужил шесть лет, вернувшись домой, в Казань, лишь в конце 1945 года. Дорогами войны пройдено около трех тысяч километров: Юго-Западный фронт, Брянский, Центральный и, наконец, с октября 1943 года 1-й Украинский фронт – таков боевой путь сержанта Якупова. Он был награжден медалью «За боевые заслуги», орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.

Первые рисунки в самодельных походных альбомах датированы декабрем 1941 года. 9 декабря был освобожден от немецкой оккупации город Елец. Это была первая, локальная, победа, после которой войска Юго-Западного фронта перешли в наступление и двинулись на Запад. Радость, переполнявшая бойцов, вид освобожденного города, осознание такой долгожданной победы подтолкнули Хариса Якупова к карандашу и бумаге и позже, все оставшиеся 4 года войны, он не оставлял своего любимого дела – рисования.

Страницы альбома стали заполняться набросками, порой торопливыми, разрозненными, сделанными на ходу и по воспоминаниям об увиденном. Как ни странно, но первыми портретируемыми стали немецкие военнопленные («Пленные немцы». 1941, «Пленный ефрейтор». 1941). Молодой боец сначала стеснялся рисовать при товарищах, опасаясь их осуждения. Но однополчане с большим уважением отнеслись к увлечению Бориса (так называли они Хариса Якупова) и, постепенно, он стал писать портреты своих сослуживцев. («Снайпер» 1941, «Мой друг старшина Сергей Коппа». 1942). Часто эти зарисовки бойцы отправляли письмами домой вместо фотографий.

Большинство рисунков выполнены простым карандашом, реже тушью, углем, иногда акварелью. Со временем на бумаге стали появляться целые композиции – готовые эскизы для будущих картин. Художник отмечал на них цвет, стороны света, направление ветра, расположение населенных пунктов, название местности («Уничтожение Бродской группировки противника». 1944). В творчестве военного времени Хариса Якупова удачно совпали черты характера (скрупулезное отношение к делу, доброжелательность к людям, активная любознательность) и навыки, приобретенные в работе по ведению оперативных карт при Штабе дивизии, а с 1943 года – при Штабе 15-го стрелкового корпуса. По долгу службы художник часто бывал на передовой, ходил в разведку для сбора данных, участвовал в боевых операциях.

В 1944 – 1945 годах Харис Якупов накапливает не только боевой опыт, но и опыт фронтового художника. Рисунки всё больше насыщаются деталями, на полях появляются подробные записи с уточняющими данными, приказами командования и даже небольшими поясняющими рассказами («Разрушенный Тарнополь». 1944).

Войска 1-го Украинского фронта прошли победным маршем по Польше, Германии, Чехословакии. Краков, Катовице, Ратибор и, наконец, Злата Прага, где 9 мая 1945 года в чешской столице Харис Якупов с боевыми товарищами встретил долгожданную Победу! («Наши войска вступают в Прагу». 1945).

В конце того же года, после нескольких месяцев службы в послевоенной Чехословакии и Германии, старшина Якупов был демобилизован. Дома, в родной Казани, его ждала не только семья и друзья, но и любимая работа. За послевоенные годы художником были созданы сотни произведений в самых разных жанрах живописи, графики, плаката, книжной и журнальной иллюстрации.

Впервые фронтовые рисунки Хариса Якупова экспонировались в Казани на послевоенной выставке 1946 года, посвященной годовщине Победы.

Постепенно уходят люди, творившие нашу историю и запечатлевшие в изобразительном искусстве память о тяжелом пути к Великой Победе. Но военные рисунки, бережно сохраняемые в семьях художников-фронтовиков и музейных фондах, представленные в экспозициях и на передвижных выставках, остаются бесценными документами, свидетелями и дневниками прошедшей войны.

С.Е. Новикова, ГМИИ РТ, Казань

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>