Хуторов Александр Георгиевич
Родился 7 октября 1921 года в селе Егорьево, Лаишевского района.
В 1939 году поступил в Казанское Художественное училище, окончить которое смог только в 1947 году, после Великой Отечественной войны, участником которой он являлся. В этом же году, он поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. После первого курса из-за болезни, был вынужден прервать учебу и вернуться в Казань, где стал работать в Татарском отделении Художественного Фонда РСФСР проектировщиком. (1949-1974). Занимаясь заказными работами, копированием, художник продолжал повышать свой профессиональный уровень, занимаясь в студии при Союзе художников ТАССР и выезжать на этюды. Этюдник с красками, блокнот с карандашами всегда были при нем, где бы он не был – на берегах Волги, в Крыму, Средней Азии, Прибалтике. Оставаясь верным реалистическому направлению в искусстве, он стремился запечатлеть сиюминутность вечно меняющегося состояния природы или уловить в портретах душевное состояние человека, особенно любил, когда персонаж не позирует, занят каким-то важным для себя делом – именно тогда раскрывается перед художником его сущность, его жизненный потенциал. На основе своих этюдов, зарисовок, в дальнейшем появлялись картины, но и эти зарисовки и этюды составляют для нашего искусства большую ценность.
Особым очарованием отмечены небольшие по формату городские пейзажи из нашей коллекции с видами Ленинграда, где памятники архитектуры просматриваются через легкую снежную завесу. Возвратившись в Казань, он запечатлел в своём альбоме и памятники города, и старинные церкви в её окрестностях. Он любил наполнять свои наброски жанровыми композициями – рисовал играющих в снежки детишек, лошадей везущих тяжелые телеги, Башню Сююмбеки с протекающей под горой речкой Казанкой. На его рисунках запечатлен уже забытый нами облик старой провинциальной Казани. Обращался он и к детской тематике, к сюжетам из пионерской жизни – походам, посиделкам с песнями у костра, увлекательной жизнью подростков. Обычная тогда жизнь, благодаря художнику, возвращает нас в тот удивительный, а сейчас кажущийся таким милым мир нашего детства.
Но не отпускающей его сердце главной темой произведений А.Г.Хуторова всегда были воспоминания о войне. Эти воспоминания вновь и вновь возвращали его к тем трудным фронтовым дням, к боям и опасным дорогам, переходам, наступлениям, освобождению страны от фашистов. И, главное в его творчестве - это память о своих товарищах, многие из которых так и не дожили до светлого дня Победы.
Обладая высоким профессионализмом, фронтовые рисунки, выполненные в манере наброска, «скорописью», тушью или акварелью, в которых художник смог передать, как внешнее сходство, так и внутреннее состояние портретируемого человека.
На основании этого материала, в дальнейшем, художником, прошедшим дорогами войны, было создано значительное количество живописных произведений, экспонировавшихся на Всесоюзных художественных выставках. Эта тема продолжала волновать его, и основные живописные произведения 1950 – 1990-х годов были посвящены этому суровому времени.
Собрание Государственного музея Великой Отечественной войны в Москве пополнился, благодаря безвозмездной передаче в музей картин А.Г.Хуторова. Особенную ценность представляет то, что автором произведений является непосредственный участник этих боёв. Картины «Переправа», «Оставленные позиции», «Освобождение Риги» и другие произведения. Многое из своего собрания художник передал в дар музеям Москвы, Риги, Казани, музею Лаишевского района – родине художника.
Произведения А.Г.Хуторова экспонировались на Республиканских, Всесоюзных, и трех Зарубежных выставках.
В Музее изобразительных искусств находится значительная по объему коллекция рисунков А.Г.Хуторова, большая часть из которых была передана автором музею безвозмездно. Эта коллекция состоит из фронтовых рисунков, городских пейзажей Ленинграда и Казани, с сюжетными сценками, выполненными в миниатюре, иллюстрациями к книгам, портретам своих соратников. Многие художники, и в первых её рядах А.Г.Хуторов, не расставались с блокнотами и на различных собраниях художников, благодаря этому
К 90-летнему Юбилею художника в Национальной художественной галерее «Хазинэ» была показана выставка А.Г.Хуторова «Портретная галерея художников Татарстана в зарисовках». К 1930-1940 годам относятся портреты: Портреты П.Байбарышева,, И.П.Гурьева, Д.Дарана, Э.Г.Липкинда, Б.Анисимова.
Особенно богатым на портреты наших художников был период с 1956 по1959-е гг. – Портреты В.А.Шолпо, А.Визеля, С.А.Ротницкого, И.А.Новоселова, И.К.Колмогорцевой, Л.Я.Ельковича, К.Е.Максимова, Н.Родионова, П.Н.Старостина, П.Т.Сперанский, Н.А.Адылова, Солдатенкова, В.И.Кочунова, В.К.Тимофеева, Э.Г.С итдикова , С.О.Лывина, Г.Прытковой, Х.Х.Хайдарова, С.О.Лывина, П.П.Радимова , М.Г.Файзулина, и многих других.
Портретные зарисовки с художников обладают особой ценностью - благодаря этому перед нами целая плеяда художников, оставшихся на этих небольших листках молодыми и близкими нам людьми.
Благодаря своей энергетике, трудолюбию, прекрасной памяти А.Г.Хуторов и сейчас энергичен, полон сил и надежд на будущее.
Голубцова Т.В. Искусствовед, Старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств РТ, г.Казань.
26 мая 2017 г.